В зарубежной практике развитие человека накрепко связано с его биологическим созреванием. Исходя из данного подхода, обучение рассматривалось как процесс, который должен подстраиваться к физиологическому развитию человека. Основными задачами обучения считались адаптация к окружающему миру и формирование навыков для выживания.
В нашей стране изначально отвергали отношение к человеку, как к существу, которое находится во власти своих биологических особенностей. В 20-е годы прошлого столетия вопрос о психологии развития человека в нашей стране поднялся особенно остро, так как была поставлена задача обучению грамоте детей из крестьянских семей. А, как известно, обучение невозможно без знания психологических законов развития.
На первых порах обучение строилось с опорой на житейские понятия и практический опыт крестьянской семьи. Такое обучение не способствовало полноценному развитию детей.
Советский психолог Л.С. Выготский высказал смелую мысль о том, что человека любого сословия нужно обучать не житейским понятиям, а научным понятиям, развивать психические функции, такие как мышление, память, внимание, речь, способствовать формированию полноценной личности. В его адрес раздавалось много критических высказываний, так как тогда в психологии пока еще были крепки зарубежные теории, которые делили людей на способных и неспособных.
Но настойчивость великого ученого и исследования его учеников доказали идею Л.С. Выготского о том, что развитие человека зависит от социальной ситуации, в которой он живет, а не от его биологических особенностей.
Л.С. Выготский указал, что развитие – это не количественное прибавление функций, а качественное изменение этих функций. Например, ребенок биологически способен совершать много различных движений, но если они хаотичные и нескоординированные, то о развитии речи не идет.
Ученый впервые в истории психологии и педагогики предположил, что обучение должно идти перед развитием, то есть способствовать этому развитию, а не наоборот, как считалось в зарубежной практике.
Отечественные психологи приняли идеи Л.С. Выготского и в различных психологических лабораториях начались исследования. Психологами была поставлена задача изучения особенностей развития человека в разных возрастных периодах с целью разработки эффективных методов обучения.
В результате были установлены психологические законы развития, которые стали основополагающими принципами советской педагогики, возрастной психологии и других смежных наук.
Было установлено, что развитие человека возможно лишь тогда, когда он выполняет задачи, которые ему не доступны, но могут быть решены с помощью более компетентных людей. Например, ребенок в кругу сверстников не способен развиваться. Только оказавшись среди старших детей или взрослых, он начинает развиваться.
Кроме того, выявлено, что у человека существует своя зона ближайшего развития, которая включает те задачи, которые он может выполнить самостоятельно, а также те, которые он может выполнить с помощью другого более опытного человека.
Очень важным является факт, что человек развивается, если не является пассивным свидетелем участия в его развитии других людей, а проявляет определенную активность. Причем чем грамотнее воздействуют на него другие люди, тем эта активность выше. Например, родитель не просто делает что-то вместо своего ребенка, а организует его деятельность.
Обобщая все перечисленные факты, мы походим к основному закону развития Л.С. Выготского. Это закон качественного перехода человека из одного этапа развития в другой с помощью саморегуляции.
Суть данного закона в следующем. Сначала, на определенном этапе жизни, человеком управляют другие люди, более компетентные. Например, родители управляют поведением ребенка, учителя учеником. Дети в данных ситуациях подвергаются средствам регуляции, таким как слово или предметами, которые содержат в себе определенные функции.
Со словами все понятно, сколько указаний, правил и инструкций мы слышим за свое детство. А как предметы управляют? Своим предназначением. Шкаф всем своим видом предлагает нам, чтобы мы там хранили одежду.
В какой-то момент жизни человек подчиняется этим средствам управления. Но до определенного периода. Мы же говорим о развитии, которое должно приводить к качественным сдвигам. Приходит момент, когда человек не нуждается в указаниях и хочет сам использовать средства регуляции. Многие знают, как младший школьник который так боготворил свою учительницу и тут вдруг начинает искать в ее внешнем виде, словах и поведении промахи, оговорки и с удовольствием делает замечание по этому поводу. Это говорит о том, что проходит период подчинения внешней регуляции и начинается этап, когда ребенок хочет сам управлять другими.
Это нормальный этап развития человека. Он в свою очередь переходит в следующий этап, который называют саморегуляций, когда человек становится способным те способы регуляции, которым когда-то подчинялся, а затем пробовал на других людях, теперь применять относительно себя. Теперь человек может себе приказать, может сам устанавливать правила, придумывать новые правила, управлять своими мыслительными процессами.
Этап саморегуляции означает окончание предыдущего этапа и готовность к следующему более сложному этапу развития. Выявленная смена этапов составляет систему развития человека. Данная система многими учеными сравнивается с таблицей Менделеева. Потому что она способна предсказать поведение человека, находящегося на той или иной стадии развития и объяснить причины его поступков.
Смена этапов от внешней регуляции к внутренней проходит несколько раз в жизни человека, начиная с младенчества и до старости. Каждый раз такое преобразование саморегуляции происходит в определенной деятельности, которая для данного жизненного этапа является ведущей.
Например. Возьмем младший школьный возраст. Ведущая деятельность – учебная. В начале младшего школьного возраста первоклассник полностью подчиняется учителю, третьеклассник любит раздавать советы взрослыми и сверстниками как нужно учиться, а ближе к пятому классу ученик уже способен к самостоятельной организации своего учебного процесса и склонен сопротивляться внешним попыткам управлять его жизнью. В то же время он становится управляемым другими отношениями, потому что переходит к периоду, когда ведущей деятельностью является общение. К концу школы он научается следить за своими словами и строить общение с другими людьми.
Правда, надо отметить, что до 18 лет проявления системы доказаны научно, а вот для более зрелых возрастных периодов имеются только практические подтверждения, так как строго научных исследований пока не проводилось.
Данная система развития послужила основой для создания всемирно известной возрастной периодизации Д.Б. Эльконина. Иногда ее так и называют периодизация Эльконина – Выготского.
Возможно, вам будет интересна статья «Смысл жизни с позиции отечественной психологии».
Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни. Более подробно некоторые темы я раскрываю в своих книгах по научно-популярной психологии. Например, книга об эмоциональных переживаниях размещена на Литрес.