Они продолжили движение по набережной и некоторое время шли молча. Наставник давал возможность ученику подумать над тем, что было сказано.
Когда мимо них прошла женщина, выгуливающая двух пушистых шпицев персикового окраса, Тимур продолжил свои объяснения:
— Человек стремится к чему-то и что-то делает лишь до тех пор, пока во что-то верит. Пока он живёт в этой иллюзии, которую сам себе сконструировал, или кто-то помог ему создать её... Когда же он получает жизненный опыт, который рушит эту иллюзию, теряется и мотивация к дальнейшим действиям... Есть иллюзия — делаешь, достигаешь. Нет иллюзии — значит, сознание готово к новой. А создать новую иллюзию можно легко. Прочёл что-то, с кем-то поговорил — и вот уже в голове появляется база для новой иллюзии.
Мимо прошла пожилая женщина в светло-голубой панамке, выгоревшей на солнце. Впалые щёки, очки в роговой оправе. Она вела себя странно: подходила к деревьям и кустам и здоровалась с ними: «Здравствуй, липка... Здравствуй, тополь... Здравствуй, сирень!»
Увидев возле сирени бумажный пакет и обёртку от мороженого, она подобрала их, а затем выкинула в урну. При этом сердито пробубнила себе под нос: «Опять намусорили... Понаехали! Свиньи».
Артур насторожился, глядя на незнакомку, Тимур же улыбнулся такому поведению женщины и вернулся к беседе:
— В жизни есть две основные дороги... — продолжал наставник. — Одна — с множеством ответвлений, и ты вправе в любой момент выбрать, куда ты хочешь свернуть. И есть дорога узкая, где ответвлений нет. Там практически всё предопределено колеёй... Главное, оставаться как можно дольше на первом пути, когда у тебя есть выбор. И чтобы у тебя была такая возможность, принимай верные решения в конкретной ситуации... Каждое неверное решение в жизни загоняет тебя на путь, где далее уже многое предопределено, и ты на это повлиять не можешь... Свой путь всегда можно определить и выбрать другой. Для этого нужно лишь на время остановиться и осмотреться… Что в жизни происходит? Насколько тебе это нравится? Жизнь приносит радость или страдания?
Они миновали светофор и перешли дорогу быстрым шагом.
— Очень важно, Артур, чтобы душа не устала жить раньше, чем постареет тело. Старая и уставшая душа и молодое тело — плохое сочетание для радостной жизни... Не стремись получать много опыта за малый промежуток времени. Опыт нужно успевать оценивать и делать для себя соответствующие выводы.
Тимур снова сделал паузу, давая ученику возможность поразмыслить над тем, что он сказал, а потом продолжил:
— Личностные изменения и развитие происходят в стрессовых ситуациях и при кризисах. В это время ты выходишь за рамки зоны комфорта... Можно развиваться и меняться осознанно и постепенно, нормируя нагрузки и уровень стресса. То есть выходить в зону роста по необходимости и потом постепенно адаптироваться к новому... А можно сделать из своей жизни экстрим — изменить всё и сразу. Но это вредно для здоровья.
Наставник на мгновение задумался, припоминая, что ещё стоит сказать ученику.
— Мы приходим в этот мир, чтобы оставить после себя хоть что-то... Кто-то детей, кто-то хаос и разруху, кто-то произведения искусства, кто-то корпорацию. Главное, своевременно понять — зачем ты тут... Чтобы не прожить жизнь зря, нужно вовремя понять свой потенциал. Чаще задавай себе вопрос: «На что я способен?» Пробуй новое, интересуйся новым, изучай себя, ищи своё призвание.
Они подошли к очередному светофору и свернули на липовую аллею, которая тянулась в сторону Комсомольского проспекта.
— Твои привычки и устремления определяют твой образ жизни. А он, в свою очередь, определяет круг знакомств и связи. А те создают возможности... Помни о причинно-следственных связях.
Мимо них проехал велосипедист в ярко-красном шлеме и с жёлтым рюкзаком за спиной. Тимур проводил мужчину внимательным взглядом, а потом гордо закинул голову, расправил плечи и продолжил:
— Каким запомнят тебя другие люди? Что они о тебе будут думать? Чаще размышляй о том, что ты делаешь и как ты поступаешь. Живи осознанно!
Артур хотел что-то уточнить и открыл рот, но на вздохе, перед тем как сказать, передумал и сомкнул губы. Медленно выдохнул через нос.
Тимур взглянул на него и подождал пару секунд. Поняв по лицу ученика, что тот не намерен говорить, продолжил свою речь:
— Результат зависит от эмоций и мыслей. О чём думаешь, как себя ощущаешь, какие эмоции испытываешь во время деятельности. Всё это влияет на достижение целей... Насколько выспался? Сыт или голоден? Устал или полон сил? Хорошее ли настроение? Хорошо ли себя чувствуешь? Всё это надо учитывать... Хочешь хорошие результаты —организуй жизнь так, чтобы были нужные условия среды, соответствующий режим дня, и придерживайся определённого образа жизни.
Они дошли до середины аллеи, развернулись и пошли обратно к набережной.
Во время беседы с Тимуром Артуру часто казалось, что наставник пересказывает ему какой-то учебник или книгу. Но он всё равно любил его слушать. От него всегда можно было узнать что-то новое и полезное.
Вот и сейчас они неспешно шли к реке, и Артур внимательно слушал Тимура. А тот продолжал делиться мудростью:
— На развитие сознания человека влияют: общество, родители, друзья и наставники... — продолжал Тимур. — Они или усиливают негативные черты, которые имеются в базовых настройках вида — жадность и агрессию, или формируют другие черты характера — более позитивные и дружелюбные... Время от времени ненадолго тебе нужно быть вне социума, чтобы ты мог отследить, кем ты сейчас являешься. И чтобы понять, что в себе нужно изменить, чтобы жить более радостно.
Вновь мимо них проехал велосипедист в ярко-красном шлеме. Теперь на руле у него висел прозрачный полиэтиленовый пакет с продуктами.
Проводив его взглядом, наставник продолжил:
— С возрастом приоритеты меняются, и многие люди начинает ерунду воспринимать как важное. А важное начинают принимать за ерунду. Они начинают больше времени думать о работе и заботах и забывают о весёлом и приятном… Забывают о беззаботном времяпрепровождении и почему-то теряют интерес к тому, что увлекало их раньше… Чаще будь в состоянии «ребёнок» — это позволяет получать от жизни удовольствие.
Их обогнала молодая женщина с голубой детской коляской. Она шла быстрым шагом и разговаривала по сотовому телефону.
Взглянув на неё, наставник вдруг резко поменял тему наставлений:
— Самый простой и доступный смысл жизни для каждого — жить ради любви или ради детей. И делать всё, чтобы твой любимый человек или ребёнок ни в чём не нуждался. Всё время заботиться о нём, оберегать его, часто баловать... Правда, при таком смысле жизни свободного времени для себя практически не остаётся, и появляется много забот и беспокойства.
Подумав мгновение, Тимур добавил:
— Страсть не приводит к счастью, но быстро направляет тебя в сторону страданий... Рациональное и критическое мышление при влюблённости отсутствуют.
Читать начало (Беседы с наставником)