Найти тему
Пикабу

Артуро Перес-Реверте. "Клуб Дюма или тень Ришелье"

Я, как уже много раз говорил, не слишком люблю детективы. Но я и кальвадос не любил. Пока не попробовал тот, что надо пить. С тех пор кальвадос я уважаю, но тот, что уважаю, позволить себе слишком часто не могу: дороговато. С детективами та же история. Хотя правильный кальвадос все же дороже.

К чему это я о кальвадосе? Кальвадос - это Испания и юг Франции. А Испания, в литературе, для меня - Артуро Перес-Реверте. Об этом человеке можно много чего сказать. Человеке с большой буквы. Как-нибудь я это и сделаю, но пока - только об одной его книге.

“Клуб Дюма или тень Ришелье”.

Можно сказать, нет, даже правильно сказать, что это однозначно детектив. Книжный детектив. И Перес-Реверте смело окунает нас в мир, который большинству из его читателей абсолютно далек и недоступен - мир дорогих древних фолиантов, библиографических редкостей, мир чокнутых коллекционеров, мир людей, для которых убить ради первого издания какого-нибудь обернутого в кожу и бархат тома пятисотлетней давности - не вопрос. Мир людей, для которых древние инкунабулы иногда дороже жизни. Иногда - чужой. Иногда - собственной.

Но хорошая книга тем и хороша, что она не однослойна. И, когда начинаешь разворачивать “Клуб Дюма”, находишь там рассказ о поисках неведомого, находишь мистику, находишь головокружительные приключения и истории, причем одна история завернута в другую, а та в - третью и ты получаешь удовольствие от того, как снимаешь слой за слоем с романа, и чем глубже ты проникаешь, тем интереснее.

Вот Лукас Корсо, книжный сыщик, человек без дома и без семьи. Человек, которого Создатель не оделил мышцами и рефлексами, отчего, впрочем, тот не становится ни на йоту менее опасным. Потому, что по настоящему опасным человека делают две вещи: характер и мозги. Человек-нож, который взрезает рассказываемую нам историю, словно спелый гранат, снимая кожуру, под которой совсем другая история, а еще зернышки, и красный-красный сок, от которого не отмыться. И Лукас Корсо ищет одно, обнаруживает другое, а вот находит нечто третье, и совсем неожиданное.

А вот Александр Дюма со своей историей написания “Мушкетеров”, и этот рассказ обнажает перед нами скелеты в шкафу романа. Но одна история вплетается в другую, самое знаменитое из произведений великого француза становится частью и опорой, на которой возведено здание “Клуба Дюма”. И ты вдруг обнаруживаешь непростые, но очень четкие параллели между двумя романами, между героями, населяющими их, между путешествиями и приключениями и схватками.

Магией Переса-Реверте герои “Мушкетеров” перетекают в наши дни и оказываются жизнеспособными и реальными, из плоти и крови. А не из чернил и букв. И надо всем этим парит тень кардинала Ришелье, которого мы, смотрящие на мир “Мушкетеров” глазами Д’Артаньяна и его друзей, видим неким темным гением, едва ли не отражением Дьявола в нашем мире. Хотя на самом деле все было совсем не так. Не зря же известная шутка описывает роман Дюма, как приключения четырех пьяниц, которые пытались помешать великому политику сделать Францию еще более великой.

А вот Дьявол. И он, как и все в нашем мире, оказывается сотканным из света и тени, но каждый может найти в нем и то, и другое - то, что по нраву ему самому, или к чему больше лежит его душа. Кто-то ищет власть и влияние, кто-то истину, и покой, и каждый находит то, в чем нуждается. Если умеет правильно искать.

А я - читатель. И я ищу интересные книги. То, что не просто увлечет меня, но то, что обогатит и заставит задуматься. А еще я хочу книг, в которых не всегда мир дихотомен и кроме черного и белого есть масса оттенков и отсветов, и это я нахожу в “Клубе Дюма”. Как и кораблик в бутылке - одну замечательную историю внутри другой, и все это вместе - произведение искусства. Как хороший кальвадос. И, чтобы не томить вас загадками, я поставлю картинку правильного кальвадоса в первом комментарии.

© Юрий Супоницкий.

#Книги_без_наркоза.

Пост автора DoubleBlack.

Больше комментариев на Пикабу.