Найти тему
MEDIA-MIG

Пилотный проект найма граждан Узбекистана на российские стройки остановлен

Оглавление
Пауза или отмена?
Пауза или отмена?

Пилотный проект найма на работу граждан Узбекистана на стройки был приостановлен аккурат во время подготовки редакцией итогового материала о его результативности.

С целью выяснить, каковы успехи у бизнеса, задействованного в проекте, как и сколько удалось нанять граждан Узбекистана по линии проекта, издание обратилось в три ведомства, курирующих занятость в рамках этой инициативы. Внезапный ответ Минстроя о «нецелесообразности» проекта и ответ узбекской стороны с опровержениями его приостановки только подогрел интерес редакции.

Соглашение о «пилоте» Россия и Узбекистан подписали еще в 2017 году, но запустить проект по-настоящему удалось только через четыре года, на фоне пандемии и оттока иностранных работников. Именно тогда гордиев узел проблем привел строительную отрасль к решению о запуске срочной, ситуативной и эффективной программы, цель которой была одна — максимально сократить сроки подготовки и выхода на работу граждан Узбекистана.

Общая идея выглядела весьма здраво. Работодатели — крупные застройщики должны были составить список необходимых специалистов, указать их количество и подать заявку.

Подходящих людей подбирали непосредственно в Узбекистане. Оплату трансфера сотрудников, а также всех необходимых сборов и формальностей, включая медицинские, обеспечивали потенциальные работодатели.

В проекте был задействован солидный пул ведомств: Минтруд, МВД, МИД, Минздрав, МЧС, Федеральная медико-биологическая служба и даже таможенники, чьей задачей было не препятствовать провозу грузов для скорейшего обустройства нужной инфраструктуры в Узбекистане. Минстрою предстояло составить реестр работодателей и обеспечить фактическое исполнение.

Проект назвали «пилотным», определили потолок в 1000 граждан Узбекистана и дело закипело. Регулировать программу было призвано Постановление Правительства РФ от 6 октября 2021 г. № 1694. Ее первый этап предполагал выезд российских специалистов в Узбекистан для обустройства пунктов медосмотра непосредственно на родине будущих кадров. Здесь же узбекских граждан проверяли на знание языка, благонадежность и проводили дактилоскопию. То есть, в Россию эти люди приезжали полностью «упакованными» и готовыми к работе на конкретного работодателя.

Второй этап проекта стартовал в ноябре 2021 года, когда в Россию въехала первая партия узбекских граждан, нанятых по новой программе. Из 29 мигрантов 19 направились в Тульскую область, следующая команда получила назначение в Амурскую.

Хороший и нецелесообразный

Осенью 2022 года проект укрупнили — было принято решение о снятии порогового числа в 1000 человек, а также присоединении к программе российских аграриев и легкой промышленности, испытывающих не меньший кадровый голод. Особо на отмене численного полотка настаивал, что интересно, Минсельхоз: по его расчетам, на весну 2022 года отрасли не хватало 38 тыс. работников.

Еще одно нововведение не удалось претворить в жизнь — предлагалось вовсе отменить спецификацию по сферам производства, сделав проект унифицированным, но инициативу все же отмели.

На запрос редакции МЕДИА-МИГ о числе узбекских граждан, привлеченных в рамках пилотного проекта, мы получили содержательный ответ только из двух министерств, от строителей и аграриев. А в Минпромторге сообщили, что пока не владеют информацией. Подобный ответ наводит на определенные мысли: еще осенью, во время присоединения министерства к проекту, журналисты МЕДИА-МИГ прогнозировали, что убедительных результатов для легпрома ждать не стоит.

Строительное ведомство с ответом на запрос МЕДИА-МИГ не торопилось, пресс-служба выслала общий релиз после полуторамесячного размышления. И он нас поразил:

«В настоящее время в условиях снятия пандемийных ограничений, в том числе на пересечение границ, продолжение пилотного проекта в той конструкции, которая существует, является не совсем целесообразной. Напомним, что пилотный проект по привлечению граждан Республики Узбекистан в строительную отрасль, запущенный в октябре 2021 года, оказал значимую поддержку строительной отрасли не только с точки зрения оптимизации сроков и процедур по привлечению иностранных граждан на различные проекты, но и с точки зрения апробации и выработки по сути нового механизма. Компании получали готовые кадры, по заявленным специальностям и требованиям, проверенные на отсутствие миграционных запретов, инфекций, вакцинированных, а также с наличием необходимых комплектов документов для получения патента.»

Мигранты на службе космоса

Реестр работодателей, участвовавших в проекте, не опубликован в открытых источниках и журналистам предоставлен быть не может. Однако кое-какую информацию мы все же нашли — на сайте Госзакупок. Заказчиком единственной закупки, выпадающей в строке поиска государственного портала по запросу о пилотном проекте привлечения граждан Узбекистана на работу в России, является, ни больше ни меньше, Акционерное Общество «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (АО «ЦЭНКИ»).

Значит, как и предполагалось, в проекте были задействованы только крупные игроки. Предприятие в данный момент строит новый стартовый комплекс «Площадка 1А» для ракет-носителей семейства «Ангара» на космодроме «Восточный». Вполне вероятно, что граждане Узбекистана направились на работу именно туда.

Сумма закупки превысила 5 млн 600 тыс рублей и была потрачена на медицинские услуги. Мы вычислили, что медицинское сопровождение каждого мигранта обошлось распорядителям российских космодромов в 16010 рублей 94 копейки.

Если подойти с мерками бизнеса, не так много — менее трети, а то и четверти месячной зарплаты этого сотрудника. Отобранного, повторимся, по жестким профессиональным критериям, а не просто готового работать.

Статистика Минсельхоза более скромная. На запрос МЕДИА-МИГ в ведомстве ответили, что в прошлом году по линии пилотного проекта квалификационный отбор прошли 369 человек, из них медицинское освидетельствование миновало меньше половины, 157. В свою очередь, 152 мигранта получили необходимые сертификаты.
цифра.

«По результатам всех проведенных мероприятий разрешение на въезд получили 136 человек. На территорию РФ въехало 125 человек или 33,8% от числа прошедших квалификационный отбор», — подсчитали в Минсельхозе.

Реакция застройщиков на приостановку проекта более, чем сдержанная. В кулуарах отрасли поговаривают, что, мол, зря так в кабмине с хорошей инициативой. Похожее мнение высказал председатель Общероссийского движения предпринимателей Андрей Ковалев.

«Сложно сказать, почему этот проект был свернут. Понятно, что он предназначался для крупных компаний, у которых действительно есть проблемы с привлечением мигрантов в больших количествах. Эта потребность есть и у государственных структур: любая мэрия нуждается в дворниках, уборщиках и прочих специалистах, которых среди россиян, к сожалению, найти крайне сложно. Если поговорить с любым градоначальником или префектом, он ответит вам, что с удовольствием привлечет тысячи таких дворников, если они будут к нему официально и централизованно поставляться. Мне кажется, проект закрыли преждевременно. Потому что поток мигрантов, который идет самотеком — неконтролируемый и плохо проверяемый».

Укажем здесь один, зато жирный минус проекта — невозможно удержать работника, если он решит уволиться с предприятия, на которое его наняли по инициативе работодателя.

Даже если в договор включены некие неустойки, на практике они мало кого остановят, а все это роняет тень на изначальную проработку проекта.

Эксперт в сфере строительства и генеральный директор ООО «Альянс» Сергей Бакин в разговоре с корреспондентом МЕДИА-МИГ предположил, что проект был дублирующим, и сейчас выбран другой способ реализации похожей идеи: идет активная работа по открытию центров подготовки мигрантов непосредственно в самих странах — экспортерах рабочей силы.

В пользу этой версии говорит и то, что Россия до конца года подпишет соглашения по трудовой миграции с Таджикистаном, Узбекистаном и Киргизией. Это произойдет по просьбе того же бизнеса, который очень просит власти смягчить условия въезда столь необходимых кадров в Россию.

Интересно, что объявление о приостановке пилотного проекта, по всей видимости, стало неожиданностью для узбекской стороны: в СМИ вышли публикации с опровержениями свертывания программы, именно на этой версии настаивает агентство по внешней миграции Узбекистана.

После изучения всех обстоятельств редакция пришла к выводу, что пилотный проект все же выполнил свою задачу — снял остроту проблемы с кадрами в наиболее сложный период, а также позволил опробовать новые для рынка механизмы.

В том числе, взаимодействие министерств и ведомств, которые были вовлечены в работу по его реализации. Теперь же, надеемся, этот опыт найдет применение не в рамках «проекта», а более масштабно, с подписанием новых межгосударственных соглашений и развертыванием инфраструктуры найма в государствах, готовых поделиться с нами рабочей силой. Дефицит которой у нас все еще далек от преодоления.