Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Год СВО: будущее и среднесрочные прогнозы

Оглавление

Третья мировая война, как ее видит Запад, — это не обмен ядерными ударами, а серия управляемых конфликтов из-за ресурсов в заранее очерченных рамках. Такие конфликты должны быть небольшими, чтобы не спровоцировать ракетный залп.

Мы же сейчас находимся в подготовительной фазе мирового конфликта, когда только-только оформляются будущие враждебные блоки. Блоки контролируют определенные сырьевые зоны, и «горячее» противостояние между ними началось не с Украины, а с Сирии, где РФ, по сути, спасла ее от судьбы Ирака. Что крайне не понравилось США, и Россия начала рассматриваться уже не как младший партнер, а как прямой конкурент на сырьевом рынке.

Прошел год с начала СВО
Прошел год с начала СВО

Отсюда же сопротивление СВО со стороны крупных собственников в России и в республиках СНГ. Все они видят себя частью «золотого миллиарда», зарабатывают на связях с Западом и не собираются играть в игру «пчелы против меда». Поэтому ими делается все, чтобы сохранить с Западом контакты и доказать свою полезность. В этом плане наиболее яркой фигурой стал Роман Абрамович, который, конечно, вряд ли участвовал в переговорах с Украиной в качестве самостоятельного субъекта. Но само его появление было сигналом крупному капиталу: «Ваша позиция не должна быть равнозначна российской».

Видимая рука рынка

До начала СВО звучала известная сказка о неприкосновенности частной собственности. Якобы страны СНГ ее обеспечить не могут, и поэтому там нет ни демократии, ни богатства.

Ставка США и Европы на победу над Россией руками украинцев уже фактически бита, а значит, острее встает вопрос, что делать дальше.

Однако ярким примером уважения частной собственности стал сначала арест российских валютных активов на 300 миллиардов долларов, а затем подрыв «северных потоков». Чтобы читатель понимал: совокупная стоимость двух газопроводов — около 16 миллиардов долларов. То есть замороженных денег хватило бы на 30-35 таких же газопроводов, как «Северный поток-2». Средства испарились огромные, поэтому диверсию на Балтике можно считать относительно маленькой российской проблемой. Другое дело, что в эту игру можно играть вдвоем. Как говорят, в Россию инвестировано около 1 триллиона долларов западных активов только в добывающий сектор — вышки, месторождения, скважины, нефтесервис. Все это физически невозможно вывезти из страны, поэтому российская власть хоть и не торопится национализировать западное имущество, но тоже держит в рукаве козырь.

Тем не менее все это не имеет никакого отношения к свободной рыночной конкуренции, как ее излагают в учебниках. То же самое касается и экспорта российской нефти, на которую был введен совсем не рыночный «потолок» в 60 долларов за баррель. Правда, нефть тут же погнали в Индию и к турецким посредникам, а еще вдруг резко вырос экспорт азербайджанской и казахстанской нефти в ЕС. Кроме того, оказалось, что российскую нефть можно смешивать с иностранной в любых пропорциях и что в этом случае она официально не является подсанкционным продуктом.

Нефтяная скважина
Нефтяная скважина

То есть Запад применяет нерыночные методы контроля, а российские поставщики нефти так же нерыночно их обходят. При этом характерно, что под все разговоры о падении цен за 2022 год российские компании пробурили на своих нефтяных месторождениях рекордное количество скважин — больше, чем за все десятилетие. Легко догадаться, где совсем скоро окажется вся эта нефть.

«Незалежная» Украина. Рисунок Антона Островского
«Незалежная» Украина. Рисунок Антона Островского

Не менее загадочные вещи происходили с начала СВО и с НПЗ «ЛУКОЙЛ» в Бургасе (Болгария), на который каким-то чудесным образом не распространились западные санкции. Болгарская газета «Капитал» сообщила, что составы с топливом, произведенным в Бургасе, шли на Украину через Румынию. Так как торговым представителем ЛУКОЙЛа за рубежом является зарегистрированная в Швейцарии компания LITASCO, формально ЛУКОЙЛ не поставлял топливо Киеву, но, как говорится, осадок остался и всем понятен.

По данным Еврокомиссии, американские поставки сжиженного природного газа за 11 месяцев 2022 года выросли на 137% по сравнению 2021 годом — почти в 2,5 раза.

Получается, что санкции по ряду соображений обходят сами европейцы при участии русских, а американцы смотрят на это сквозь пальцы. Дело в том, что США нужно любым способом насытить рынок и сбить цены на нефть не на 10-20%, как сейчас, а в несколько раз, как было во время Афганской войны. По идее, Россия в случае навязанных «потолков» должна начать перерабатывать нефть внутри страны и продавать на Запад бензин и дизель. И даже если это невыгодно частным компаниям, то хотя бы продавать сырье только российским союзникам, чтобы нефтепродукты в итоге не оказывались в баках ВСУ. Однако россияне могут пойти и другим путем — резко увеличить добычу нефти и ее сбыт через серые схемы, чтобы профинансировать активную фазу СВО. Поэтому Украина весь следующий год останется не просто полигоном, но и бизнес-проектом для всех сторон конфликта.

Дым отечества

Тем временем США мыслят в перспективе 50 и даже 100 лет. С одной стороны, им надо ограничивать численность своего населения, чтобы сохранять самый высокий в мире уровень потребления (это фасад, который гарантирует привлекательность западного образа жизни), с другой — с помощью экономических рычагов тормозить конкурентов в лице ЕС и КНР, с третьей стороны — обеспечивать экспорт дешевых ресурсов из России, Азии и Африки.

Все это вызывает у наших граждан непонимание, поскольку США одновременно продвигают ЛГБТ-повестку, расовое разнообразие, толерантность, легализуют наркотики и называют все это «борьбой за свободу». Но при этом воюют с нами абсолютно в духе холодной войны, традиционными методами и средствами: снаряды, танки, агрессивная пропаганда, нацисты. Разгадка, видимо, в том, что население России больше не рассматривается как объект «мягкого» воздействия. И российская оппозиция, и либеральные СМИ, и массовая раздача Нобелевских премий, и уход западных брендов оказались одинаково неэффективными. А идейного противника надо либо физически уничтожить, либо свести качество его жизни до уровня Африки. Так США ранее поступали с Ираном, Кубой, Вьетнамом, Северной Кореей, против которых вводились многолетние санкции.

Цена на американский СПГ в зависимости от ситуации на хабах превышает стоимость российского трубопроводного газа в 3-7 раз.

Самый простой способ обвалить в России уровень жизни — сократить нефтяные и газовые доходы и одновременно заставить тратить больше на оборону, примерно как во время Афганской войны. Цель — не просто медленное падение уровня жизни, но и общее ослабление экономических связей России в СНГ. Как бы США ни настраивали против России, к примеру, Армению, все равно есть объективный экономический оборот между странами, который сильно влияет на внешнюю политику. То же самое касается трудовой миграции из стран Средней Азии, которая определяется не любовью к России, а разницей в зарплатах. То есть РФ должна перестать быть точкой экономического притяжения в регионе, а ее место должны занять Казахстан, Польша и Турция.

Запад рассматривает СВО как основной фактор распада российского государства
Запад рассматривает СВО как основной фактор распада российского государства

В самой РФ нужно насаждать сепаратизм. С одной стороны, это ненависть к столице, к центру, «хватит кормить Москву», то есть рознь на почве доходов. С другой — национализм на местах: «нефть Татарстана — это татарская нефть». Россия должна была сама прийти к этой модели в 1990-е, но тогда развал по ряду причин не довели до конца. Сейчас СВО рассматривается западниками как основной фактор распада российского государства, но пока неясно, как это будет выглядеть на практике. Может быть, это сценарий разрушения транзитных мощностей, массовых диверсий, повреждения железных дорог, транспорта. Конечная цель — превратить Россию в Африку, когда территория богата ископаемыми, но денег на их разработку нет, и при этом в вас стреляют со всех сторон. Поэтому все минералы добывают западные корпорации, и они же являются главной опорой местной националистической власти.

Ситуация со взрывами на «северных потоках» — закрепление результата переориентации ЕС в энергосфере.

Кстати, российская либеральная общественность вполне готова к ассимиляции и жизни в колонии, зато с правом ездить в Лондон и тем самым быть на голову выше других туземцев. Это единственный результат многолетней идеологической обработки, но он касается довольно узкой группы, которая предпочла массово уехать из России после начала СВО, а не создавать подполье. Впрочем, как говорят сами русские: «Уедут либералами, вернутся патриотами». Жизнь в ЕС сегодня далеко не сахар, а до США добегут единицы.

При этом есть мнение, что обычные люди на Западе в какой-то момент «прозреют», «им раскроют глаза», и «они выступят против войны или даже в нашу поддержку». Однако нужно четко понимать: какие бы ужасные вещи ни происходили здесь, западная свобода — это свобода общества потребления. Потребитель не имеет картины мира, его окружает мир товаров, мир удовольствия. И даже если какие-то товары из этого мира вдруг пропадут, общая картина не нарушится. В массе своей это довольно расслабленные люди, и в ближайшие годы вряд ли что-то изменится.

Продолжение следует

Автор: Андрей Лазуткин