Прошлая статья была 400-й публикацией в этом блоге, а значит опять пришло время публиковать факты о себе. Каждый сотый пост в моем блоге - не о книгах, а обо мне. Почему это важно? Потому что мнение о книгах формируется конкретной личностью, и читателям важно понимать, могут ли они доверять этой личности или им не близки ее ценности - а значит и мнения. Давно обещала рассказать о том, как я решила сменить профессию, решила сегодняшнюю статью посвятить этой теме.
В 2021 году я поступила на отделение "Лечебное дело" медицинского колледжа, чтобы получить профессию фельдшера. Когда я поступила в колледж, мне было 37 лет. Сейчас я учусь на втором курсе, позади - три семестра, две практики в больнице, много интересных курсов. Через пару дней начинается моя очередная практика в больнице, на этот раз в хирургическом отделении. Давно уже обещала рассказать подписчикам, как так получилось, пришло время исполнить обещание. Поскольку говорю на эту тему я уже не в первый и даже не в десятый раз, буду в форме FAQ.
Есть ли у меня вообще какое-то образование?
Да. Уже довольно давно я окончила историческое отделение университета, получив красный диплом, в котором написано "историк, преподаватель истории со знанием немецкого языка". Также окончила аспирантуру на факультете журналистики. Параллельно я прошла профессиональную переподготовку по специальности "журналистика" (надо было для работы), там тоже надо было защищать диплом, но это уже совсем просто было.
Кем я работала до колледжа?
Сначала работала по специальности, историком, в НИИ, в секторе археографии и источниковедения. Потом стала писать статьи в СМИ, в основном занималась книжным обозрением. Также работала редактором в интернет-проектах, экспертом в литературных конкурсах, методистом в детской библиотеке. Поскольку получалось у меня довольно хорошо, меня также пригласили преподавать на факультет журналистики как "человека из индустрии".
Почему вдруг медицина?
Когда я училась в старших классах школы, то выбирала между медицинским университетом и гуманитарными направлениями (история, филология). В итоге пошла по второму пути, там много причин было, почему так, если можно, я не буду сейчас подробно расписывать, потому что сама только недавно распутала внутри себя весь этот клубок. Медицина меня всегда очень интересовала! Ну и семья у меня наполовину медицинская: прабабушка была медсестрой, бабушка фтизиатром, зав. отделением в тубдиспансере, папа на скорой помощи работал. То есть можно сказать, что отчасти я сейчас исполняю детскую мечту. Но только отчасти.
Что стало спусковым крючком?
Я два года сильно болела (онкология), а в такие моменты всегда переоцениваешь свои жизненные выборы. Однажды мне попалась книга Терезы Браун "Смена. 12 часов из жизни медсестры онкологии". Ее автор в прошлом была профессором английской литературы в университете Тафтса, а потом решила сменить профессию - и выучилась на медсестру. Теперь вот работает в онкологическом отделении и написала о своем опыте книгу. Я когда прочитала, то сначала подумала: "А что, так можно было?" А потом: "А может и я так могу?" Ну да, могу. Я писала уже об этой книге в отдельной статье:
Почему не медицинский университет, а колледж?
Дело, конечно, не в том, что мне уже много лет. Можно поступить и в 40 лет, и в 50, это не запрещено. Дело исключительно в том, что у меня нет денег на высшее медицинское образование. После школы я уже отучилась в университете бесплатно, так что любое следующее высшее образование я могу получить только за деньги. И целевое обучение (когда больница платит за твое образование, а ты потом отрабатываешь там) тоже возможно только для тех, кто учится в первый раз. А вот в колледже я никогда не училась, значит могу учиться там бесплатно, даже стипендию получаю (целых 900 рублей в месяц стипендия у студента колледжа, нет, я не ошиблась ноликом). В итоге я поступила на общих основаниях, как все остальные абитуриенты - выпускники 11 класса, прошла на бюджет.
На кого учат в медицинском колледже?
В колледже обучают средний медицинский персонал. Медицинские работники у нас в России делятся на младший, средний и старший медицинский персонал. К младшему относятся санитары (уборка помещений в медицинской организции и другие подобные работы), младшие медсестры (уход за больными - кормление, мытье, транспортировка и пр.), сестры-хозяйки. К среднему - медсестры, фельдшеры, акушерки и некоторые другие. К старшему - врачи.
Так вот в колледже можно выучиться на медсестру, акушерку, лабораторного диагноста, зубного техника, гигиениста (они обычно работают ассистентами стоматологов), фельдшера. Это все разные отделения, разные программы и иногда разные сроки обучения. Я учусь на отделении "лечебное дело" на фельдшера.
Долго ли учиться и кем можно после этого работать?
Учиться 3 года 10 месяцев, то есть примерно столько же, сколько на бакалавриате в университете. На самом деле даже дольше: зимние каникулы только до 10 января, а занятия в летнем семестре до 30 июня. В целом учебная нагрузка в часах, по-моему, даже больше, чем у бакалавров в университете, которым я преподаю (да, я по-прежнему преподаю, раз в неделю веду пары у журналистов-бакалавров, из-за этого приходится иногда прогуливать занятия в колледже, а потом отрабатывать их).
Работать после моего отделения можно фельдшером. Это человек, который приезжает, когда вы вызываете скорую помощь. Еще фельшеры работают на ФАПах (фельдшерско-акушерских пунктах) там, где нет поликлиник, выполняя работу терапевта и педиатра. Также фельдшеры нередко ведут прием на участках в поликлиниках, выполняя работу участкового терапевта (курс терапии в колледже объемный и глубокий, то есть соответствующие знания студентам даются). Чем именно буду заниматься я? У меня есть определенные планы, но пока не буду болтать об этом, время покажет. А то я в свое время сильно много напланировала, но вместо всего заболела раком, и все планы стали неактуальными.
Трудно ли учиться?
Нет, не трудно. Когда я поступала, мне только ленивый не сказал, мол, в медицинском колледже ужасно трудно учиться, труднее только в медицинском университете. Но оказалось, что все вполне посильно, никаких запредельных требований нет. В обучении есть своя специфика: довольно много требуется учить наизусть и не забывать после (анатомия, нормы анализов, симптомы заболеваний, алгоритмы процедур, группы препаратов и их механизм действия и прочее), также требуется хорошо владеть своим телом и эмоциями (все же профессия предполагает время от времени протыкать чужие тела иголками и прочие манипуляции с ними проводить, так что важно иметь хорошую координацию и точную руку). Это все не запросто мне дается, но вполне осуществимо.
Да знаешь ли ты, какая это на самом деле тяжелая работа?
Этот вопрос написала для смеха, просто потому, что каждый считает своим долгом его задать. Я отвечаю обычно так: нет, не знаю и не представляю, я восторженная романтичная дурочка без мозгов, которая считает, что все у нее запросто получится, а ее профессиональный путь в этой сфере будет устлан цветами и шоколадными конфетами (а вовсе не биологическими жидкостями или жалобами пациентов). И я ни капли не представляю, какая это тяжелая работа! На самом деле, конечно, я это не всерьез, но как еще более убедительно отвечать на этот самый распространенный и, по-моему, обесценивающий вопрос последних двух лет, я не придумала.
Зачем идти в медицину, там же так мало платят?
Честно говоря, только услышав этот вопрос, я задумалась, что ведь правда бывают люди, которые выбирают профессию исходя из размера зарплаты. Я рассуждаю немного иначе. Из двух ресурсов - время и деньги, первый кажется мне неизмеримо более ценным. Ну, правда, на работе проходит большая часть сознательной жизни, именно поэтому важно, чтобы работа нравилась. Здорово, если работа нравится и еще одновременно оплачивается хорошо. А как быть, если эти два фактора не совпадают? Я думаю, что нужно выбирать в пользу "нравилось". Не настаиваю на своей правоте, это тот вопрос, где никакой правоты нет: каждый выбирает для себя, что ему удобнее.
Как отреагировали родные и близкие?
Сын очень гордится (он кстати тоже интересуется медициной, но не знаю, пойдет ли учиться в медицинский, сам пусть решает). Мама очень поддерживает, но она всегда поддерживает. Пошла бы я искусствоведение изучать, она бы тоже радовалась. Мужу моему, по-моему, все равно. Но он вообще мало интересуется моими делами и моей жизнью за пределами дома-семьи-хозяйства. Как-то раз показала ему книжку с моим предисловием, он очень удивился (наверное, думал, что я не умею читать, разве что борщи худо-бедно могу варить). Так и с колледжем: время от времени он вспоминает, что я где-то там учусь, уточняет, на кого именно, удивляется, что это так долго продолжается, и благополучно забывает до следующего раза.
***
Ну вот и все, если совсем вкратце. Что еще вам об этом рассказать, может остались еще вопросы?