Традиционный путь в кино, как правило, лежит через актерские факультеты различных вузов. Кто-то может сниматься сразу после поступления, кто-то начинает активно появляться на экране уже после выпуска, но большинство актеров так или иначе проходят этот путь, прежде чем им достается та самая роль и они становятся знаменитыми. Конечно, бывает и иначе — среди звезд кино есть и те, кто никогда не учился на актера, но проявил себя по-другому. Например, Георгий Бурков попал в театр имени Станиславского и в кинематограф, имея незаконченное юридическое образование, студию при Пермском театре и много лет отработав на провинциальных площадках, а директор Горьковского театрального училища пригласил на учебу Евгения Евстигнеева, увидев его выступление в самодеятельном джаз-оркестре.
И таких случайностей в советском кино было достаточно много. "АиФ" рассказывает о некоторых из них.
Светлана Карпинская
Будущая актриса родилась в Ленинграде в 1937 году, а после школы поступила на филологический факультет ЛГУ. Казалось, что в кино она будет ходить только как зритель, но уже в 1957 году ей предложили первую роль — в музыкальной комедии Герберта Раппопорта «Поддубенские частушки», где речь шла о самодеятельности колхозников из подмосковной деревни Поддубки. А следом Карпинская вытащила счастливый билет — ее пригласил в свой фильм «Девушка без адреса» Эльдар Рязанов, только что прогремевший на всю страну со своей «Карнавальной ночью». Правда, повторить тот успех с новой работой Рязанову не удалось; ему и самому «Девушка...» не слишком нравилась, но молодую актрису заметили зрители, ее приняли сразу на второй курс Ленинградского театрального института (потом он стал ЛГИТМиК, а сейчас — институт сценических искусств). После окончания вуза Карпинская играла на сцене Ленинградского театра комедии, много снималась в кино. В 2009 году ей было присвоено звание народной артистки России. Скончалась она в 2017-м после тяжелой болезни.
Ия Саввина
Эта актриса проделала почти тот же путь, что и Карпинская, но с одним исключением — она училась на журфаке МГУ и одновременно играла в студенческом театре, где и научилась основам профессии. В одной из постановок этого театра ее заметил Алексей Баталов, который и рекомендовал начинающую актрису режиссеру Иосифу Хейфицу для фильма «Дама с собачкой». Фильм в 1960-м был показан в Каннах и получил спецприз жюри (вместе с «Балладой о солдате» Григория Чухрая), а перед Саввиной распахнулся мир театра и кино. Она работала на сцене театра имени Моссовета и МХАТа, играла в фильмах «Анна Каренина», «История Аси Клячиной», «Служили два товарища», «Гараж». В 1990-м стала народной артисткой СССР; скончалась в 2011-м на 76-м году жизни.
Елена Метелкина
Актриса с неземной внешностью родилась в 1953 году, после школы поработала библиотекарем и даже снялась в кино — правда, в совсем небольшом эпизоде. Затем Метелкина попала в модельный бизнес — в СССР ее профессия называлась «демонстратор одежды»; она работала манекенщицей, «демонстрировала одежду» на показах в ГУМе и снималась в качестве фотомодели. Как раз в одном из журналов ее и увидели писатель Кир Булычев и режиссер Ричард Викторов, которые собирались снимать фантастический фильм «Через тернии к звездам». Роль инопланетянки Нийи в итоге и привела Метелкину в кино. Она сыграла в режиссерском дебюте Евгения Герасимова «Очень важная персона», исполнила роль Полины из Института времени в сериале «Гостья из будущего». Но прижиться в кинематографе она так и не смогла — после «Гостьи...» снималась лишь изредка, а одной из ее работ стала «Война» Алексея Балабанова.
Виктор Авилов
Авилову стать актером помог случай и правильные знакомства — конечно, не в том смысле, что кто-то составил ему протекцию. После школы он отучился в индустриальном техникуме, отслужил в армии, получил там права — и после демобилизации работал водителем. Среди его друзей были братья Беляковичи, один из которых — Валерий — был одержим театром, хотя и не имел профильного образования. Но в детстве Валерий Белякович занимался в Театре юных москвичей, после армии работал в труппе театра под руководством Геннадия Юденича и при этом был увлечен идеей создания собственного театра. В 1974-м трое друзей — два Беляковича и Авилов — впервые ставят собственный спектакль — в небольшом клубе в подмосковной деревне Востряково. Это была «Женитьба» Гоголя, и с этой постановки ведет отсчет московский Театр на Юго-Западе — официально он открылся в 1977 году. В его труппе и начал работать актером Виктор Авилов, который наконец расстался с профессией шофера. В кино, правда, он дебютировал еще через десять лет — в самом конце 80-х снялся в фильмах «Господин оформитель» и «Узник замка Иф» и прославился на всю страну. Скончался от рака в 2004 году, когда ему был всего 51 год.
Семен Фарада
В актерский вуз Фараду (настоящее имя — Семен Фердман) не пустили родители, в бронетанковую академию не взяли по здоровью, так что он окончил МВТУ имени Баумана и несколько лет работал инженером-механиком по котельным установкам. Но мечта никуда не делась — одновременно занимался в эстрадно-театральной студии и даже выступал на эстраде. Тогда же попал на телевидение, в популярную детскую передачу «АБВГДейка», где исполнял роль клоуна Сени, начал сниматься в кино — в небольших ролях, а в 1972-м по приглашению Юрия Любимова пришел в Театр на Таганке. В кино начал получать большие роли лишь к концу 70-х — «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт» и «Формула любви» Марка Захарова, «Гараж» Эльдара Рязанова, «Чародеи», «Человек с бульвара Капуцинов» и многие другие. В 1999 году Фарада стал народным артистом России; он скончался в 2009-м после тяжелой продолжительной болезни.