Найти в Дзене

Поезд больше не придёт: как умирают железнодорожные станции на заброшенной линии Смоленск-Мичуринск?

Давным-давно, в самом конце 19 века в Российской империи открыли новую и очень важную железнодорожную линию, которая связала между собой города Смоленск и Раненбург Рязанской губернии, который сейчас стал Чаплыгиным и сменил прописку на Липецкую.

один из заброшенных железнодорожных мостов на линии Смоленск-Раненбург
один из заброшенных железнодорожных мостов на линии Смоленск-Раненбург

В чём заключалась важность этой линии? Дело в том, что она фактически связала Черноземье с Прибалтикой, где находилось множество портов, с помощью которых Российская империя вела товарооборот с Европой. Проще говоря, необходимость этого железнодорожного пути давно назрела и вот, наконец-то, он появился.

Спустя примерно 10 лет, после открытия железнодорожного сообщения в вокзал станции Дворики зашёл не кто иной, как Лев Николаевич Толстой и купил себе билет на поезд, следующий в сторону Владикавказа. Увы, путешествие классика прервалось совсем скоро на станции Астапово, где он заболел и вскоре скончался.

тот самый вокзал станции Дворики
тот самый вокзал станции Дворики

Вот такая вот интересная линия. Увы и ах, то что было важным раньше стало совершенно ненужным сейчас. В конце 1990-х поезда практически перестали ходить на всём протяжении линии, а кое-где начали даже разбирать пути. В итоге историческая линия "Смоленск - Раненбург" полностью перестала существовать в начале 2000-х годов.

В своей поездке по Тульской области пару лет назад я решил заехать на пару вокзалов, обслуживающих эту линию и посмотреть, что от них осталось.

-3

Это роскошное здание, стремительно зарастающее бурной растительностью - бывшая железнодорожная станция Манаенки.

-4

С этой станцией связана анекдотичная история. Дело в том, что в конце 19 века, когда эта линия строилась, возможность получить в своём городе или селе железнодорожную станцию была настоящим подарком свыше - это и возможность заработать на проезжающих и увеличение товарооборота и сразу же возросшая стоимость земли, ведь рядом с железнодорожной веткой выгодно открывать фабрики и заводы. В общем, инициативная группа из села Манаенки собрала взятку и договорилась о проведении линии через него. Даже вокзал успели построить.

-5

Но вот беда - в последний момент руководитель строительства зарубил этот проект, так как рядом с селом были овраги и строить через них линию выходило гораздо сложнее и дороже. В итоге построили станцию чуть ли не посреди леса за 7 километров от села. Зато название оставили, что, впрочем, вряд ли сильно порадовало жителей.

-6

Ну а сейчас "чуть ли не посреди леса" превратилось во вполне себе "посреди". В начале 2000-х движение здесь прервалось, а половину здания отвели для проживания в нём бывших работников станции. Впрочем, уже в начале 2010-х все они отсюда уехали, а станцию закрыли окончательно.

-7

Следующая моя остановка через 20 километров в посёлке Веженка. Вернее в том, что осталось от посёлка. Раньше здесь была не только станция, но и база минеральных удобрений, которая давала этому месту рабочие места. Сейчас не осталось ни того, ни другого.

-8

Выглядит посёлок невероятно печально, я поначалу даже подумал, что он полностью заброшен.

-9

Но потом увидел вот этот дом с припаркованным УАЗиком. Ну а потом на балкон этого дома вышел полуголый мужик и с кем-то очень громко начал разговаривать по телефону. Преимущественно матом. По тону разговора было очевидно, что мужик сильно недоволен поведением человека на другом конце провода.

-10

А вот и сама станция Веженка, точнее то, что от неё осталось.

-11

Поезда здесь уже точно не пойдут.

-12

А на платформе выросла берёзка. Последний пассажирский дизель-поезд прошёл здесь в конце 1990-х годов.

-13

Решайте сами, нужно ли здесь печалиться или всё идёт своим чередом. Для меня, как большого любителя и ценителя железнодорожного транспорта - ситуация печальная, ведь железнодорожные грузоперевозки по такой огромной стране как наша, могли бы сильно удешевить логистику и снизить нагрузку на автомобильные дороги.
Но кто-то, видимо, думал совсем по-другому.