Ключи от нового автобуса «Икарус-256» вручены водителю Осташковского автопредприятия Евгению Евгеньевичу Сотнику. Эту машину ему предоставили как награду за мужество и умелые действия, способствовавшие предотвращению крупной автомобильной катастрофы.
... Лобовое стекло треснуло, и его маленькие кусочки усыпали руки, крепко сжимавшие руль. Только сейчас Евгений отпустил его и повернул голову в сторону пассажиров.
— Все живы?
На этом участке трассы до Осташкова никаких неожиданностей не предвиделось. Дорога прямая, асфальт — сухой и чистый. Выехав ранним утром из Осташкова в Кувшиново, он уже в 8.45 отправился с пассажирами в обратный путь. Их было не так много — девятнадцать человек, четверо из них — дети.
«Икарус» плавно катил по дороге. Навстречу, шурша шинами, проносились «КамАЗы», «Жигули», «уазики». Где-то вдали стали вырисовываться очертания автомобиля.
— 131-й «ЗИЛок», — отметил про себя Евгений.
Расстояние между ними быстро сокращалось. И тут-то он заметил, что «ЗИЛ» на большой скорости мчится навстречу по его полосе движения — прямо на него.
— Никак пьяный?
За два десятка лет шоферской работы Евгений научился безошибочно определять, что к чему.
— Влево не успею, вправо прижмусь, — промелькнула мысль. — Нет, не выйдет... Столкнемся. Да отверни же ты, черт пьяный!
Не слышал и не мог услышать этого захмелевший А. Куров. Он почти лежал на руле, изредка поглядывая помутневшим взглядом на дорогу...
Решение пришло мгновенно. И оно было единственно правильным — уйти с дороги от пьяного водителя. А как уйдешь с такой многометровой махиной, как «Икарус», да и времени уже практически не оставалось.
— Я почувствовал, что мои правые колеса вот-вот сорвутся, тормозить в такой ситуации нельзя — автобус снесет с дороги, и мы начнем кувыркаться, — вспоминает Сотник, — и тогда я крутанул баранку вправо.
Передние колеса на миг зависли в воздухе, «Икарус» нырнул вниз. Только после этого шофер нажал на тормоза. Разница между кюветом и полотном дороги в этом месте почти три метра. Автобус был похож на поваленный телеграфный столб — длинное тело «Икаруса» уперлось в песок, а его задняя часть высоко задралась. Машина была сильно повреждена после прыжка с такого трамплина. А невдалеке от этого места «мягкой посадки» на обочине справа лежали камни, сваленные кем-то бетонные блоки. Все это Евгений Сотник увидел потом, когда прошел пешком весь путь.
Через месяц ему вручили ключи от нового автобуса «Икарус-256». Теперь вместе со своим напарником Генрихом Владимировичем Жабо они работают на маршруте Калинин—Торжок—Кувшиново—Осташков. Их называют самым дружным экипажем.
В. ВОВНА.
г. Калинин.
ЧП на калининской трассе наши корреспонденты А. Черненко и Н. Барашев попросили прокомментировать заместителя начальника Главного управления ГАИ МВД СССР В.Г. ИШУТИНА.
— Прекрасно, конечно, что за рулем автобуса сидел отлично подготовленный водитель. Но главное — исходная точка ситуации. Пьяный водитель Куров. Человек, создавший предельно аварийную обстановку на трассе... Читатель вправе задать нам вполне резонный вопрос: «А как же он попал пьяным за руль? И что же предпринято против него?»
— Уточним, Валериан Георгиевич, что он ко всему прочему попытался скрыться, и лишь оперативность служб ГАИ помешала ему сделать это... А ведь могли быть жертвы.
— Случай, как видим, безобразный. По своей линии мы, как это предусмотрено существующим законодательством, могли лишь лишить Курова права вождения на один год, что и сделали, конечно...
— Читатели «Советской России», прочитав в прошлом месяце репортаж «Пьяный за рулем», тоже подмечают эту, весьма и весьма гуманную меру в отношении злостных пьяниц, садящихся за руль. А статистика убеждает, что зло от них очень велико — каждому третьему ЧП сопутствует выпивка!
— Тут, видимо, есть смысл переадресовать письма ваших читателей юристам и правоведам... А мы попытаемся вникнуть в реальную ситуацию: действительно, как Куров мог сесть за руль? Ответ прост — такова атмосфера на этом автопредприятии. Нам, скажем, сообщили, что за безопасность движения на той автобазе отвечает некто Запутряев, который сам... лишен водительских прав! Комментарии, как говорится, излишни. Кто тут проморгал? Руководство транспортом города? Наши службы? Есть смысл поразмышлять над ситуацией по крайней мере для того, чтобы это стало уроком остальным.
А вот точка зрения заместителя начальника управления Прокуратуры РСФСР В.Е. ШВЕДОВА.
— Случай действительно из ряда вон. Но жертв не было, и водителя, создавшего ситуацию, можно лишь лишить прав на год — тут ГАИ права. Иная мера не предусмотрена.
...Тогда резонный вопрос: может быть не все предусматривает законодательство? Ведь до трагедии оставалась доля секунды!
Газета «Советская Россия» от 8 февраля 1985 года.