2003 год, Курская область. Поздно вечером в РУВД города Льгова пришли две женщины. Обе были сильно встревожены. Они заявили, что со вчерашнего дня ищут своих дочерей.
«Накануне вечером из дома ушли две 14-летних девушки. Их местонахождение до сих пор было неизвестно», – сказал Юрий Северинов, начальник ОВД.
Речь шла о двух льговских школьницах – Людмиле Градовой и Ольге Бердниковой.
Из материалов уголовного дела:
«Градова Людмила Олеговна, 1989-го года рождения. Уроженка Льгова. Учится в 8-ом классе средней школы №6.
Бердникова Ольга Юрьевна, 1989-го года рождения. Уроженка Льгова. Учится в 8-ом классе средней школы №9».
Девочки познакомились год назад, отдыхая в местном пионерском лагере «Сокол».
«Между ними велась долгая переписка. Очных встреч не было. А в день пропажи проводилась праздничная дискотека по поводу закрытия сезона в лагере, поэтому девочки решили туда сходить по старой памяти», – говорил Юрий Северинов, начальник ОВД.
Подружки встретились дома у Градовой и вместе ушли на танцы около 5-ти часов вечера. С дискотеки Люда и Оля не вернулись. По факту исчезновения двух несовершеннолетних школьниц было заведено розыскное дело.
Что рассказали участники дискотеки
Сыщики допросили несколько десятков участников дискотеки. Выяснилось, что Люда и Оля в тот день не появлялись. Значит, девочки исчезли по дороге в лагерь. А, может быть, они вовсе не собирались на дискотеку? Воспользовавшись танцами как предлогом, обманули родителей и направились совсем в другое место. Такую возможность нельзя было исключать.
«В городе были развешаны листы с их фотографиями и описанием внешности. Также прилагались номера телефонов родителей», – со слов Сергея Тынникова, следователя.
Неожиданное заявление свидетельницы
Сыщики надеялись найти свидетелей, видевших школьниц в день исчезновения, но неожиданно получили более ценную информацию. В милицию обратилась жительница города Анна Бабушкина.
Из материалов уголовного дела:
«Бабушкина Анна Михайловна, 1988-го года рождения. Уроженка Льгова. Ученица 9-го класса школы №5. Состоит на учете в детской комнате милиции, задерживалась за хулиганство».
Аня рассказала сыщикам, что она близкая подруга Люды и Оли, и ей известно, где они находятся. Искать подружек надо в столице.
«Она сказала, что приезжал какой-то мужчина из Москвы. Речь шла о том, что девочки могли уехать в столицу на заработки», – Владислав Фищенко, прокурор.
«Девушки были завербованы», – Сергей Данилин, начальник КМ ОВД.
Бабушкина покаялась: в свое время такую работу тот же мужчина предлагал и ей, она отказалась. Но перед соблазном получить деньги за содействие в вербовке двух жриц любви не устояла. Это она познакомила Ольгу и Людмилу со столичным незнакомцем. Аня назвала его имя – Владислав Малеев.
Чем закончились поиски столичного работодателя
Льговские сыщики тут же нашли в базе данных МВД информацию о подозреваемом.
Из материалов уголовного дела:
«Малеев Владислав Николаевич, 1976-го года рождения. Уроженец Украины. В 1998-ом году переехал в Москву. В 2001-ом был задержан в Курской области за организацию нелегальной женской работы, однако за недостаточностью улик к суду не привлечен».
Версия о том, что школьницы сбежали в столицу и попали в руки к организаторам женской работы, была вполне правдоподобной.
«В тот период все молодые девушки пытались уехать в Москву. У нас было много таких», – сообщал Сергей Данилин, начальник КМ ОВД.
Бабушкина активно помогала следствию. Она дала московский телефон и адрес Малеева. Один из сыщиков срочно выехал в столицу. Но информация, с которой он вернулся оттуда, была совершенно неожиданной. Владислав Малеев и несколько его подручных уже третий месяц находились в столичной тюрьме под следствием.
Анну Бабушкину повторно пригласили на допрос. Но на этот раз лишь для того, чтобы узнать, зачем девушка солгала. Не ожидавшая такого поворота событий Аня быстро сдалась. Она призналась, что год назад все-таки работала «бабочкой» у Владислава, но он не заплатил ей денег и отобрал мобильник.
«Оказалось, что данная девушка была обижена на ту компания. С целью возврата своего телефона и денег привлекла к делу милицию», – Сергей Данилин, начальник КМ ОВД.
Анна не знала, что Малеев за решеткой, поэтому попала в просак. Версия о добровольном бегстве девочек в столицу не подтвердилась.
Нежданный звонок в квартире пропавшей
Сыщики продолжали разыскивать свидетелей, видевших школьниц в день исчезновения. В маленьком городе, где насчитывается около 23-х тысяч жителей, дело быстро получило огласку. Родители боялись отпускать дочерей вечерами на улицу, по Льгову поползли слухи о появлении маньяка. А через неделю в квартире Градовых раздался звонок.
Снявшая трубку мать пропавшей девушки услышала незнакомый мужской голос.
«Ей сказали, что дочь вернется, если она заплатит 25 тысяч долларов», – Юрий Северинов, начальник ОВД.
Родители девочек сразу проинформировали об этом следователей. В течение нескольких дней от шантажиста последовало три звонка. Один из них милиции удалось записать на пленку.
Из расшифровки телефонного звонка:
«– Вы собрали деньги?
– Нет-нет, подождите. У нас пока нет такой суммы. Но мы все делаем.
– Вы поторопитесь. Жизнь вашей дочери у вас в руках».
Передача денег
Вычислить похитителя не удалось. Тогда было принято решение договориться с шантажистом о встрече для передачи выкупа и взять преступника с поличным.
Через два дня мать Людмилы Градовой пришла в указанное похитителем место – на пустырь в Левобережном районе города. Она оставила пакет с купюрами в бетонной трубе. Почти неделю милицию неотлучно наблюдала за этим местом, но за деньгами так никто и не пришел. Почему похититель передумал?
После несостоявшейся встречи звонки с требованием выкупа прекратились. Сыщики и раньше сомневались в том, что Люда и Оля похищены, а теперь были почти уверены: как и в случае с московскими парнями, кто-то спекулировал на громком деле об исчезнувших школьницах.
Восстановленная картина передвижений
Девочки пропали уже две недели назад. Из показаний сотен опрошенных свидетелей оперативникам, наконец, удалось составить картину их передвижений в день исчезновения.
В роковой вечер около 17:30 Люда и Оля сели в автобус, идущий из Льгова в деревню Шерекино.
«Были установлены лица, которые ехали с ними в автобусе. Девочки неоднократно выглядывали в окно, смеялись», – со слов Сергея Тынникова, следователя.
Доехав до железнодорожного переезда, школьницы вышли. По путям они направились в сторону реки Сейм.
«Работница переезда указала, куда пошли девушки», – сказал Юрий Северинов, начальник ОВД.
Вскоре подруги оказались у железнодорожного моста. Они хотели пройти по нему, но их не пустила охрана. Трудно обвинить человека в том, что он четко выполняет свои служебные инструкции, но в результате охранник Грицков оказался последним, кто видел школьниц. Он направил их обходным путем через лес. Судя по всему, оттуда подружки уже не вышли.
«Были привлечены сотрудники милиции того района. Прочесывались прилегающие к мосту территории с целью обнаружения следов девочек. Однако, ничего найти не удалось», – говорил Сергей Тынников, следователь.
Долгожданная зацепка
Сыщики не прекращали поиски свидетелей, которые могли бы прояснить судьбу Люды и Оли. Они опросили уже тысячи человек.
«Все сочувствовали, но никакой помощи не предлагали. Люди молчали. Может быть, боялись сотрудничать с милицией», – Сергей Данилин, начальник КМ ОВД.
Тем не менее сыщикам удалось найти людей, которые нарушили обет молчания. С этого момента ход следствия кардинально изменился.