В исторических дорамах корейцы едят за маленьким круглыми или квадратными индивидуальными столиками. Вот об этих столиках я и хочу вам рассказать, а заодно о социальном неравенстве, положении женщины в семье и культуре приема пищи в наше время.
Как вы догадались, статья будет совсем не о предмете мебели. Хотя начнем мы именно с него, 소반 собан — маленький традиционный корейский столик, диаметром около 32 см и высотой от пола 24 см (это типовые размеры, для особых случаев и по желанию столики могли быть выше/ниже, шире/уже). Эти столики, так же, часто называли개다리 소반 кэдари собан (개 кэ —собака, 다리 тари — нога) — стол с собачьими ногами, из-за сходства изогнутых ножек с собачьими лапами.
Столики эти использовались в Чосоне всеми. Даже в самой бедной лачуге была отдельная, добросовестно отполированная хозяйкой доска, на которой подавалась еда хозяину дома. В семьях побогаче, количество столиков равнялось количеству мужчин в доме, плюс один — для старшей женщины семьи. В зажиточных семьях и у знати столиков было в избытке, их даже вывешивали напоказ у главного входа в дом. Ведь большое количество собан значило, что семья может позволить себе принять и накормить гостей. Столик являлся своеобразным символом богатства дома.
В традиционных домах эпохи чосон, собан можно увидеть висящими на кухонной стене: так их было удобно и принято хранить, так они были у хозяйки/кухарки под рукой.
Когда наступало время приема пищи, столик протирали, на него выставляли миски с рисом, закусками, и выносили к хозяину дома, хозяйке дома, старшему сыну и т.д по убыванию старшинства и уважения.
С учетом сложности процесса корейской стирки, скатертями в Чосоне пользовались только в богатых домах по праздникам или в честь приема уважаемых гостей. Обычно же на столик ничего не стелили. Для защиты от пятен и влаги, в бедных семьях столики натирали свечным воском, а в богатых — собан покрывали лаком. Если кухня была далеко от комнат, где ели, то миски закрывали крышками или накрывали салфеткой сверху.
Так откуда же растут ноги использования индивидуальных собан?
Дело в том, что по конфуцианским канонам совместный прием пищи, на одной горизонтальной поверхности, был возможен только с социально равным человеком. Но, по тем же конфуцианским канонам, абсолютного социального равенства не существует. Поэтому каждый уважаемый человек должен есть отдельно. Для выхода из затруднительной ситуации уришными корейцами и был придуман маленький столик, позволяющий есть индивидуально = одному, но вместе.
Но «вместе» - не значит «вместе с кем попало».
Конфуцианство строго регламентировало порядок приема пищи внутри семьи и вне её. Старшие мужчины семьи — дед, отец, старший сын и хозяйка дома садились в самой низкой части комнаты, там, где пол был наиболее теплым, у них у всех были свои собан; средний и младшие сыновья садились чуть выше, на более холодный пол, если семья была бедной, то они пользовались циновкой или полированными досками, но, как правило, и у них были собан.
Существовало даже устойчивое выражение: если дед поест с внуком, он (дед) заболеет. Подразумевалось, что если дед снизойдет до внука и сядет с ним на холодный пол, то дедушка простудится. О том чтобы внуку сесть с дедом - речи и быть не могло, даже теоретически.
Невестки прислуживали за столами, а ели - чаще на кухне, уже после того как трапеза уважаемых членов семьи была закончена, реже — в женской половине дома.
Если женщины ели одновременно с мужчинами, пусть и сидя за стеной в отдельной комнате — это считалось совместной семейной трапезой.
Примечание: зачастую для женской половины семьи не покупали не только собанов, но и столовых приборов. Это происходило как из бедности, так и для подчеркивания социального статуса. Ели, поставив миски на пол или циновки, либо держа в руках. Часто невестки и дочери ели одной ложкой/палочками, передавая их по кругу, от старшей к младшей.
Итак, чосонские благородные мужи собирались в комнате или в беседке на улице, им выносили столики сервированные индивидуально и, в беседах либо молча, они завтракали, обедали, ужинали. Рядом обычно прислуживала, суетилась женщина — невестка или служанка.
Женщинам, если это не хозяйка дома, с мужчинами вместе есть строго воспрещалось.
В дорамах часто показывают, как кисэн сидят с гостями за одним столом. Обратите внимание, кисэн прислуживают гостям — угощают, подкладывают еду, могут покормить с рук и даже выпить с гостем, но они не едят. Кисэн пили, но не закусывали.
Так же, в дорамах часто показывают, как король и королева на пиршествах сидят за одним столом. На самом деле, на королевских пирушках ставили отдельные высокие собан для каждой королевской особы, ставили их рядом, так что визуально они могли образовывать один стол, их даже могли накрыть одной скатертью. Но ни королева, ни бабка короля, ни сын короля не могли разделить с ваном один собан.
Ещё одним выходом из ситуации был один стол на всех, на который ставили индивидуально сервированные собан на низких ножках. Это чем-то напоминало то, как сейчас едят в фуд-кортах - не снимая тарелок и картошки фри с индивидуальных подносов.