Если вспоминать о военных проектах Москвы в Африке, то прежде всего приходит на ум эпоха египетско-израильских войн. Вместе с египтянами в боях с Израилем участвовали советские зенитчики и летчики.
Особенно бурно военное сотрудничество развивалось при президенте Насере. У него сложились очень доверительные отношения с советскими лидерами.
Как писал об этом журнал Story, на переговорах международные дела они обсуждали с шутками и смехом - как обсуждают друзей по работе или соседей.
И Story описывал, как Насер на встрече с Хрущевым предлагал ему поддержать иракского президента Арефа – а Хрущев со смехом отбивался: “Долго вы будете навязывать мне этого козла?”
Во время визита Хрущева в Египет в мае 1964 года Насер пытался сдружить советского лидера с Арефом, но это у него так и не получилось. Зато Насер тогда весьма преуспел в другом. Во время той поездки Хрущев вдруг объявил, что СССР прощает Египту половину задолженности по поставленной военной технике. А вслед за техникой в помощь Каиру были направлены и советские солдаты.
В Египте были развернуты зенитно-ракетные дивизионы, два полка истребителей и другие войска. Солдаты сообщали домой, что им надо писать на полевую почту по адресу “Москва-400” - а по радио передавали песню, которая, как можно предположить, была навеяна появившимся в 1903 году знаменитым африканским маршем Редьярда Киплинга «Boots» (сапоги):
«День ночь, день ночь мы идем по Африке...»
В советской песне Яна Френкеля тоже было про пыль и песок, но там уже фигурировала Волга:
Здесь как будто весь воздух выпит,
Нету дождика третий год...
Напиши мне, мама, в Египет,
Как там Волга моя живет?
В какие-то моменты противостояния с Израилем советская группировка в Египте доходило до 35 тысяч человек.
Москва оказывала военную помощь и другому известному врагу израильтян – фельдмаршалу Иди Амину в Уганде.
В Уганде действовали российские военные советники, и Амин получил от Москвы также технику – танки Т-54 и Т-55 системы залпового огня “Град”, самолеты МиГ-21 и Ту-22. Но советники из Москвы не помогли Иди Амину выиграть его главное сражение с израильтянами – когда в 1976 году палестинские террористы захватили пассажирский самолет с гражданами Израиля – и этот самолет приняли в Уганде.
На случай попытки каких-либо сил извне освободить самолет вокруг аэропорта в Энтеббе был создан мощный укрепрайон. Иди Амин направил туда 20 тысяч угандийских солдат, 260 танков и бронемашин, а на взлетной полосе разместились 50 самолетов МиГ-17 и МиГ-21. Но израильские командос провели молниеносный рейд на Энтеббе и освободили заложников.
Угандийская охрана была застигнута врасплох, потому что прилетевшие в самолете израильтяне подъехали к аэропорту колонной, во главе которой был черный «Мерседес» – такой же, в каком ездил Иди Амин.
И в «Мерседесе» даже сидел человек очень похожий на Иди Амина. Потом угандийцы пытались остановить израильтян - но те успешно улетели вместе с заложниками, уничтожив в ходе перестрелки восемь угандийских самолетов.
Так для маршала Иди Амина с позором закончилась эпопея в Энтеббе – и угандийскому диктатору не помогли ни советские танки и самолеты, ни военные советники: тут требовалось особое военное искусство и особые навыки, которых у них не было.
Впрочем, потерю МиГов Иди Амину щедро возместили – новыми поставками из Москвы. А он, как рассказывали, утешился тем, что наказал начальника штаба угандийской армии самым экстравагантным образом - он его просто съел. Gazeta.ru упоминала сообщения, что какое-то время Иди Амин хранил голову начальника штаба в личном холодильнике.
И сам он не скрывал своих пищевых привычек. «Я ел человеческое мясо, оно очень соленое, даже более соленое, чем мясо леопарда», - рассказывал угандийский диктатор журналистам.
Иди Амин мечтал о гигантской армии, чтобы захватывать соседние территории, и уже придумал себе соответствующий пышный титул главного военачальника:
«Его Превосходительство Пожизненный Президент, Фельдмаршал, Доктор Иди Амин, Повелитель всех зверей на земле и рыб в море, Завоеватель Британской империи в Африке».