Найти тему

«Камерное» ОСАГО, дорогой техосмотр и обновленные ПДД: какие изменения ждут водителей в 2023 году

В следующем году будет увеличена стоимость проверки автомобилей на пригодность к эксплуатации, изменен кодекс дорожного движения и введен целый ряд нововведений - от повышения штрафов до камер для отлова незастрахованных водителей. Вот краткий обзор законодательных изменений, некоторые из которых уже приняты, а другие вступят в силу в конце этого года.


Запрет ОСАГО: более высокие, автоматические штрафы.
В 2023 году наконец-то должна вступить в силу система автоматического выявления водителей, не оплативших свои штрафы. Камеры наблюдения смогут сравнивать регистрационные номера автомобилей с базами данных страховых компаний. Если машина не застрахована, владельцу будет выписан штраф, на данный момент 800 рублей. Но есть важный нюанс: камеры могут фиксировать только одно нарушение в день, а это значит, что в месяц можно будет заплатить до 25 000 рублей.
С конца прошлого года было предложено увеличить штраф за отсутствие страховки с 800 до 5 000 рублей и за использование страховки с недействительными данными с 500 до 3 000 рублей. Власти хотят сократить число водителей, не имеющих страхового полиса. Проблема усугубляется отказом страховых компаний от оформления ОСАГО и пересмотром тарифов на другие виды ОСАГО.
Если раньше страховщики могли менять тарифы ОСАГО не чаще одного раза в год, то на 2022 год это правило фактически отменено, поэтому в этом году почти наверняка произойдет очередная корректировка тарифов или коэффициентов.
Стоимость технического обслуживания резко возросла
С 1 января 2023 года начнут действовать новые тарифы на содержание жилья, которые были пересмотрены впервые за долгое время. ФАС установила минимальную цену для легковых автомобилей в 913 рублей, и большинство регионов не изменили своего решения и установили именно такую ставку: она действует в Челябинской области (545 рублей), Свердловской (498 рублей), Новосибирской (520 рублей), Тюменской (596 рублей) и Москве (720 рублей). Только несколько регионов выбрали тарифы выше нижней границы ФАС, например, Московская область (940 рублей), Амурская область (1 401 рубль), Ленинградская область (1 073 рубля) и Санкт-Петербург (1 543 рубля).
Большинству водителей больше не нужно проходить регулярную проверку на пригодность к эксплуатации, но есть и исключения. Например, для частных автомобилей перерегистрация обязательна, если возраст транспортного средства превышает четыре года.
Правила дорожного движения обновляются с 1 марта 2023 года.
Большинство изменений в Правилах дорожного движения касаются электроскутеров, чей неопределенный статус вызвал множество споров и конфликтов. Старые правила дорожного движения не давали четкого ответа на вопрос о том, является ли электроскутер транспортным средством и относятся ли его пользователи к велосипедистам или даже пешеходам. Новая редакция правил вводит понятие "устройство индивидуальной мобильности", то есть колесное транспортное средство с максимальной скоростью 25 км/ч и максимальной массой 35 кг. Электрические скутеры и одноколесные велосипеды разрешены на тротуарах и велосипедных дорожках и регулируются специальными знаками. Скутеры не имеют приоритета в пешеходных зонах и должны быть демонтированы при пересечении проезжей части. Скутерам разрешено ездить по обочине дороги с 14 лет, при условии, что максимальная скорость на дороге не превышает 60 км/ч, а велосипедистам - разрешено. Однако скутер должен быть оснащен тормозной системой и бело-красными огнями. На пользователей обычных (немоторизованных) скутеров распространяются те же условия, что и на пешеходов.
Среди незначительных нововведений в Кодексе дорожного движения - запрет на движение, остановку и парковку на ограждениях и островках безопасности.
Некоторые правила дорожного движения будут дополнены новыми знаками, например, указание на зарядную станцию для электромобилей.
Самое главное, в правила дорожного движения будет добавлена новая конфигурация знака "Парковка", а также знак "Парковка для инвалидов" или "Зоны платной парковки". Эти знаки активно используются с 2021 года, но до сих пор не были включены в Правила дорожного движения. В целом, они непривлекательны и трудно читаемы глазами. Законодатель оправдывает их введение борьбой за визуальную чистоту городов. В то же время штраф за парковку для инвалидов составляет 5 000 рублей, а уборка также является обязательной, что делает плохую видимость таких знаков проблемой. Синими знаками обозначены зоны с платной парковкой.

Запрет на лекарства за рулем навсегда
Вопрос о том, законно ли лишать прав водителей, севших за руль после приема психотропных веществ, будет решен в 2023 году. В конце прошлого года Конституционный суд России запретил наказывать водителей за употребление веществ, не включенных в список психотропных (например, снотворного феназепама). Казалось бы, власти встали на сторону водителей, но нет: Конституционный суд попросил законодателей внести поправки в статью 12.8 КоАП, чтобы распространить их на водителей, употребляющих психотропные вещества. Другими словами, послабление сделано лишь на переходный период; в будущем список запрещенных препаратов может быть расширен, а сами препараты будут более четко маркированы. Одним из примеров "наркотической проблемы" является банальный "Корвалол": безрецептурное успокоительное средство, содержащее психотропное вещество фенобарбитал. Он распознается медицинским тестом и может привести к серьезным наказаниям: лишение права управления транспортным средством на 1,5-2 года и штраф в размере 30 000, а повторное нарушение может привести к уголовному преследованию. Однако некоторые психотропные препараты не включены в национальный список, и практика остается спорной: именно эту двусмысленность просили разрешить Конституционный суд.

Вывод медицинских тестов на новый уровень
С 1 сентября 2023 года можно будет усилить медицинские осмотры водителей, хотя это относится только к наемным работникам (автобусы, фургоны доставки, такси и т.д.). Новые правила позволяют работодателям проводить медосмотры не только до или после поездки, но даже во время работы. Это касается выявления признаков отравления, болезни и интоксикации. Проверки могут проводиться даже дистанционно: документ открывает путь к использованию автоматических алкотестеров, а также детекторов усталости. Автоматические тесты не допускаются для водителей военных транспортных средств и междугородних автобусов (если маршрут длиннее 300 км), перевозчиков опасных грузов и водителей детских групп. Водители этих категорий должны проходить тестирование перед поездкой. Водителям такси запрещено законом управлять такси

Закон о проверке водителей такси
вступит в силу 1 сентября 2023 года. Лицам, имеющим судимость или более трех неоплаченных штрафов за нарушение правил дорожного движения, будет запрещено управлять такси. Автомобили должны будут иметь маркировку шин и оранжевые фонари. Основные изменения направлены на легализацию отношений между агрегаторами и частными таксистами. Закон делает агрегаторов ответственными за подвоз таксистов, а также за аварии, произошедшие по их вине, то есть больше нельзя будет притворяться "информационным партнером". Однако ответственность, как правило, будет соподчиненной: это означает, что пострадавший клиент должен сначала добиваться компенсации от водителя (через страховую компанию или суд) и только потом обращаться к агрегатору. Если количество поездок легкового такси в день превысит 4000, агрегаторы должны будут иметь филиал в регионе, где они работают. Несколько идей не вошли в окончательный вариант закона, например, иностранные автомобили по-прежнему будут допускаться в такси (было предложение ограничить только российские автомобили).

ГИБДД получит доступ к медицинским картам водителей. Законопроект об обмене медицинской информацией о водителях между Министерством здравоохранения и Министерством внутренних дел прошел первое чтение и позволит дорожной полиции получать актуальную информацию о заболеваниях, мешающих вождению. В настоящее время автомобилисты обязаны проходить медицинское обследование при получении прав и каждые десять лет при продлении прав (за исключением профессиональных водителей). Однако если в результате обследования или лечения выясняется, что водитель не годен к вождению, он может продолжать водить машину до истечения срока действия прав. После принятия закона сотрудники дорожной полиции могут приостанавливать действие водительских прав до тех пор, пока водитель не представит справку, подтверждающую, что его состояние пришло в норму.

Коммуникация между инспекторами и водителями будет (заново) организована
Министерство внутренних дел готовит новый порядок осуществления контроля за дорожным движением, который определит условия общения между инспекторами дорожной полиции и водителями. Ожидается, что регламент вступит в силу в 2023 году. Например, инспекторы смогут использовать свой личный смартфон для фото- и видеосъемки, но не будут иметь права отвечать на звонки водителей (только если водитель пригласит инспектора для общей беседы). Уточнены обстоятельства, при которых инспектор может попросить водителя покинуть транспортное средство. Причиной остановки транспортного средства может быть проверка документов, а в случае проведения специальных мероприятий соответствующие документы могут быть предъявлены инспектору в полицейском участке (обычно их требует водитель на месте происшествия). Последние два пункта необходимы для разрешения давнего спора о том, могут ли инспекторы останавливать водителей вне стационарных постов ГИБДД. Инспекторы уже могут это делать, но новый регламент уточнит их полномочия.