Что думает чаще всего обычный человек, когда ему что-то говорят про электромобили?
- Это не для России
- Да где его тут заряжать?
- Стоит как самолет
- Далеко не уедешь
- Слишком сложно как-то, лучше газ поставить
- Аккумулятор надо менять каждые 5 лет
На рубеже 19-20 веков, когда только начали появляться автомобили, наверняка также было много скептически настроенных людей. Которые приводили свои аргументы: "Автомобиль - это игрушка для богатых". "На автомобиле далеко не уедешь, где его заправлять? Лошадь вон на любой полянке можно накормить." "А если все пересядут на автомобили, где взять столько бензина?" (вообще раньше бензин продавался в аптеках как антисептическое средство). "Автомобиль - сложное устройство, как его ремонтировать? А как лошадь лечить, каждый ветеринар знает! " и т.п...
Как мы решили купить электромобиль
Наши мысли еще 5 лет назад были похожи на вышеперечисленные распространенные мнения.
Я, например, не знала, что есть доступные по цене электромобили. В моем представлении электромобиль - это что-то на богатом, например, Tesla.
Паша же вообще не хотел автомобиль, в свое время у него было много автотехники. Накатался и считал, что автомобили это пассив: расходы, трата времени и денег на ремонт и прочее, а для передвижения в его случае вполне достаточно общественного транспорта.
Несмотря на это у нас появился электромобиль.
Вообще-то сначала электромобиль появился у нашего родственника, после этого, познакомившись с автомобилем поближе, наше представление изменилось так как оказалось всё проще, чем мы думали ранее.
В январе 2019 года мы приобрели себе за 700 000 р. электромобиль той же марки - Nissan Leaf 2013 года. Мы называем его ласково - лиф, лифчик.
Машину не гнали с Японии или Владивостока, а купили здесь в Пермском крае.
Внешне мне автомобиль понравился сразу, а Паше не особо. Ну в принципе и понятно: многим девочкам нравится Nissan Juke, а Leaf и Juke визуально похожи.
По управлению - могу сказать как человек, у которого совсем небольшой опыт вождения - управлять Лифом очень легко. Запускается машина нажатием кнопки, как будто просто включаешь комп. Вместо коробки передач - одноступенчатый редуктор. Скорости переключать не надо. Сцепление выжимать не надо.
Ну а у Паши огромный водительский стаж и за 4 года владения электромобилем, он нет-нет да и до сих пор говорит, сидя за рулем Лифа: "Как же мне нравится ездить на электромобиле". Автомобиль быстро разгоняется, едет бесшумно. А главное - экономию просчитать несложно.
Очень далеко не уедешь без подзарядки
Изначально розовых очков надето не было и мы понимали, что у Nissan Leaf как и у любого полностью электрического автомобиля есть определенный запас хода. Так как Leaf все же бюджетный вариант, то запас не сильно большой - до 150 километров при благоприятных погодных условиях, спокойной манере езды и по дороге ровной, не холмистой.
В электромобилях установлен аккумулятор. Чем больше ёмкость батареи, тем дальше машина проедет без подзарядки. Но батарея не вечна, постепенно происходит износ- примерно 3% в год. И запас хода так же уменьшается.
Как мы ездили за 155 км от Перми и немного о рекуперации
Поехали мы как-то в Лысьву на Лифе. Это 155 км от Перми. Мы понимали, что заряда батареи нам не хватит, главное было добраться до г. Чусовой, что в 135 км от Перми.
В Чусовом планировали подзарядиться и добраться уже до конечной точки.
Если сказать простым языком, то электромобиль может подзаряжаться на ходу. Называется это РЕКУПЕРАЦИЯ.
При движении авто выделяется кинетическая энергия. Если машина тормозит, лишняя кинетическая энергия переходит в тепловую энергию трения. При этом теплота просто уходит в окружающую среду.
При снижении скорости на валу силового агрегата создаётся тормозной момент, происходит выработка электрической энергии, сохраняющейся в аккумуляторе. Накопленная электроэнергия используется для последующего движения машины.
Канал Электромобили и зарядные станции
А у нас все же Урал - горы да леса. Едем мы едем да гадаем, хватит ли нам вообще до Чусового или нет? Помню как каждый подъем в гору считали, батареи расходуется в гору больше, а зато с горы едешь и рекуперируешь на 1% примерно.
Когда заряда аккумулятора остается совсем мало, на панельке появляется черепаха. Она говорит о том, что давайте-ка ползите вы к зарядке. Скорость электромобиля уменьшается, включается экономичный режим расхода батареи.
До Чусового мы все же добрались. Доехали до многоквартирного дома нашего товарища, откуда нам скинули со 2-го этажа удлинитель. Мы поставили на зарядку нашу машину и пошли пока перекусить. Спустя час-полтора мы поехали дальше до Лысьвы. Ну там уже пригорки мы не считали, зарядки нам хватало.
А обратно в Пермь мы поехали через Кунгур, тогда там в Россетях стояла на то время единственная в Пермском крае быстрая зарядная станция Chademo. Мы за 40 минут бесплатно зарядились и добрались без приключений до Перми.
На сегодняшний день в Пермском крае 17 быстрых зарядных станций, 15 из них в Перми, 5 из которых - бесплатные.
Стоимость кВт*ч варьируется на платных станциях от 8 до 16 рублей.
Почему электромобиль - это экономично
Емкость батареи у нашего Лифа на данный момент - 18 кВт*ч. В Перми стоимость 1 кВт*ч при одноставочном тарифе: 5,05 рублей, "залить полный бак" электричества обойдется нам в 91 руб. На полном заряде мы проезжаем 130 км, значит один километр пути летом нам обойдется в 70 копеек. А если есть возможность заряжаться по ночному тарифу, то и вовсе 45 копеек на один километр пути. Зимой пробег на одном заряде меньше, соответственно стоимость километра увеличивается примерно в полтора-два раза, но это все равно выгоднее чем на бензине
Наши итоги. Плюсы и минусы электромобиля Nissan Leaf.
Из плюсов:
- Абсолютно бесшумный авто. Нет рычания мотора, звуков двигателя. Но зато есть функция искусственного шума - у прохожих появляется возможность услышать ваш автомобиль при приближении.
- Разгоняется очень быстро. На светофорах все шансы уйти вперед первым.
- Экономичность. Стоимость 1го километра у нас получается 70 копеек, если заряжать электромобиль днем, и 45 копеек, если заряжать по ночному тарифу
- Экономия на расходниках. Так как нет в машине двигателя внутреннего сгорания, свечей, грм, то и соответственно ломаться эти детали не будут. Мы меняем только масло в редукторе один раз в 30 000 км, выходит 1500 рублей вместе с маслом и работой по его замене. Тормозных колодок за счёт рекуперации хватает на несколько лет.
- Экологичность.
- Не нужно прогревать двигатель. Просто сел, нажал на кнопочку (запустил будто комп включаешь) и поехал. Очень удобно и быстро получается.
- В багажнике много места, а если не хватает, то можно сложить сидения второго ряда и тем самым еще увеличить вместительность
- Подогрев всех сидений и руля
- Светодиодные фары
- Круиз-контроль
- Зарядиться можно от любой обычной розетки 220 В
- В некоторых регионах страны отменен транспортный налог на электромобили, а так же есть такие льготы как бесплатная парковка ( Москва, Новосибирск, Казань, Санкт-Петербург)
Из минусов
- Деградация батареи
В нашем лифе установлен литий-ионный аккумулятор на 24 кВт*ч. Принято считать, что каждый год батарея Ниссан Лиф деградирует примерно на 2-3%. Чем больше "умирает" батарея, тем меньше запас хода автомобиля. При покупке нашего Лифа остаточная ёмкость его батареи составляла 85%, спустя 4 года осталось 78%. Т.е. меньше 2% в год, в принципе, неплохо
В дальнейшем нужно будет менять аккумулятор и стоит он недешево - около 300 т.р.. Но электромобиль окупает эти расходы. Ну и меняют батарею раз лет так в 10-15.
Старой батарее можно дать вторую жизнь и использовать для стационарных систем накопления энергии от солнечных панелей или ветрогенераторов.
- Запас хода
Летом мы можем проехать сейчас примерно 130 км, зимой около 80 км. Нам хватает, но мы заранее строим свои маршруты по городу, учитываем километраж, возможность подзарядиться по маршруту на быстрых зарядках при необходимости.
- Наличие зарядных станций
У нас в Перми с зарядными станциями все в целом неплохо. Зарядная станция это такое место, специально оборудованное, куда можно подъехать и платно, а иногда и бесплатно зарядиться. На быстрых зарядных станциях, можно зарядить электромобиль за 1 час. Бывают и медленные станции, заряжают авто за 5-6 часов, столько же по времени Лиф заряжается и от обычной розетки.
- Зимой штатная печка не справляется. Появляется очень большой расход заряда батареи, а в машине все равно прохладно.
Ну проблему обычно решают установкой дизельного отопителя, автономки. Паша заказал с Aliexpress автономный отопитель, установил его и зимой мы греемся не штатной печкой, а автономкой. Так теплее и километраж более менее сохраняется.
Ответы на самые популярные вопросы про наш Nissan Leaf
Полностью электрический? /Да
На сколько км хватает? /Зимой около 80 км, Летом около 130 км
А где заряжаете? /Везде, где есть розетки (гараж, дача, дом, даже удлинитель из окна обычной квартиры кидали как-то раз), так же на специализированных зарядках для электромобилей в черте города.
Долго заряжать? /От обычной зарядки часов 5-6 до полного заряда, если это быстрая зарядная станция, то примерно час
А как заряжать? Батарею надо доставать из автомобиля? / Нет. Впереди открывается лючок специальный и туда вставляется зарядный пистолет. Батарея же весит больше 200кг. Тащить ее никуда не нужно.
А если надо в другой город поехать, то как едете? / Тогда мы садимся в наш дизельный микроавтобус и едем на нем куда нужно за сотни километров.
А зимой в морозы запускается автомобиль? /Да, запускается. Но если морозы длительные и батарейка сильно промерзла, то может и не запуститься. У нас такое было пару раз за 4 года
Выводы, которые мы сделали после 4-хлетнего пользования электромобилем Nissan Leaf
- Электромобиль - это удобный, экономичный вид транспорта. Если вам не нужно понтоваться, а вы цените практичность, экономию и ничего лишнего, то можете рассмотреть Nissan Leaf
- Автомобиль очень надежный. С ним абсолютно нет проблем. Сел и поехал.
Идеально: 2 авто в семье, один из них электромобиль
- Идеальный вариант: это, во-первых, когда у вас для городских будней электромобиль - вы ездите на работу, отвозите детей в школу или садик, ездите по делам в пределах города, да можете даже потаксовать попробовать. В небольших городах таксуют на лифах. Ну а, во-вторых, у вас второй автомобиль в семье и он уже может быть бензиновый/дизельный/на газу. Здесь вы сели и поехали на дачу, погулять в другой город и так далее...
Основные моменты в статье рассказали и ответили на самые популярные вопросы, которые нам обычно задают.
Если у вас тоже есть какие-то вопросы, то обязательно пишите в комментариях, постараемся ответить.
А так же интересно, купили бы вы себе электромобиль?