Найти тему

ОТСТАНЬТЕ ОТ ЧЕБУРАШКИ!

Не в моих критических правилах дважды высказываться по поводу одного и того же явления – что в кино, что в литературе. Но та неприличная возня, которая развернулась на информационных просторах Отечества в связи с выходом в прокат фильма «Чебурашка», сначала меня удивила, потом – насмешила, а нынче ничего, кроме злости и презрения в отношении критиков картины Дмитрия Дьяченко не вызывает.

Дело дошло до того, что некоторые седовласые блогеры, ссылаясь на мнение своих внуков-карапузов, которым от горшка два вершка, пытаются подвести под собственное неприятие экранных приключений обаятельного гланого героя эстетическую базу вроде того, что мол-де советские мультики про Чебурашку и крокодила Гену были лучше. Свое «фи!» высказывают и представители учащейся молодежи, для которых верх искусства – «Сумерки» и «Голодные игры престолов», а из литературы они предпочитают модного нынче Оруэлла.

При этом никто из критиканствующих зрителей не может толком объяснить: почему фильм «Чебурашки» уверенно и спокойно вот уже почти два месяца, не переставая бьет все мыслимые и немыслимые кассовые рекорды. И это при том, что в фильме нет бандюганов и коррупционеров, мягкого порно и зубодробительной эротики. И в нем не снимались ни Саша Петров, ни Константин Хабенский, ни Сергей Бурунов, ни Дарья Мороз с Викторией Исаковой. Про отсутствие Полины Андреевой и Светланы Ходченковой я и вовсе молчу.

Я уже писал, что картина эта будто снята наперекор всем правилам так называемого «российского кассового кино», и при этом она собирала и собирает залы желающих ее посмотреть. Как сказала одна моя знакомая, когда я поинтересовался у нее впечатлением от просмотра нынешнего лидера проката: «Можем ведь, когда захотим!». Но, видимо, успех непритязательной с точки зрения драматургии и экранной эстетики картины многим не дает покоя, явно обнаруживая у них элементарную зависть, которая от злости превращается в подлость или глупость. Вот уже и одна из «папиных дочек» решила поиграть в «умную зрительницу». Речь идет о молодой актрисе небывалого ума и обаяния Дарьи Мельниковой, которой – вы уже догадались – не понравился сам персонаж Чебурашка. Отдельные критические стрелы по традиции летят в Сергея Гармаша, который играет угрюмого садовника Гену в дендрарии. Правда, «звезда» былых времен сниходительно хвалит Федора Добронравова, а в остальном не очень утруждает себя аргументацией, действуя по принципу: «Мне не понравилось, и все тут!».

Однако все рекорды ненависти к Чебурашке побил народный артист РФ и депутат Государственной Думы РФ Дмитрий Певцов, который решил, что и герой, и фильм являются примерами идеологической диверсии и попыткой подрыва традиционных нравственных и семейных ценностей нашего Отечества. Я бы не поверил этим инвективам от когда-то неплохого артиста, если бы не читал их собственными глазами. Понятно, что господин Певцов, некогда сыгравший свои лучшие роли в конце ХХ века, спешит напомнить о себе. Но я почему-то думаю, что у него просто-напросто закружилась голова от выданного ему депутатского мандата. Проведите над собою эксперимент и попытайтесь вспомнить: а когда вы последний раз видели Дмитрия Певцова на экране в новом фильме? То-то и оно! Зато роль ревнителя морали можно играть, особенно не дружа со смыслом.

В некотором смысле Певцов повторяет путь советских цензоров, которые упрекали детище Эдуарада Успеского чуть ли не в безродном космополитизме на том основании, что никто не ведал (да и сейчас не ведает): откуда взялся это самый Чебурашка и кто у него родители.

Цензуру обошли изящно, присвоив герою статус сказочной игрушки и выведя за скобки все возможные ассоциации с человеческим существом. А вот Дмитрий Певцов считает, что если в фильме «Чебурашка» главный герой искренне говорит в адрес Гены «мама!», то это чуть ли не пропаганда ЛГБТ-ценностей и идеи однополой семьи. После подобных размышлений очень хочется отправить их автора на прием к психиатру и задать вопрос о том, проходят ли медицинское освидетельствование народные избранники перед получением вожделенного мандата на право заседать в Охотном Ряду?

Отчасти в подобных ситуациях «виновато» само российское кино последних двух десятилетий, где очень трудно встретить нормального персонажа безо всяких вывертов и девиаций. И где царят постоянные намеки и иллюстрации на не самые положительные желания, поступки и мысли соответствующих персонажей. И тогда, когда появляется более или менее «нормальный» персонаж, то измученный «чернухой» и «порнухой» взор придирчивого зрителя, бродя по экрану, выискивает какой-то второй, а то и третий план в обычных совсем простых историях. Про нормальные человеческие отношения между людьми и теми, кто вокруг них. Поэтому, обжегжись на молоке, не стоит дуть на воду. А Чебурашка пусть по-прежнему катается с Геной на велосипеле и радует миллионы зриелей всех возрастов.

Сергей Ильченко