Найти тему

ПРОТИВОСТОЯНИЕ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА С ПРОКУРАТУРОЙ

Вопрос о рациональности отделения органов, осуществляющих надзор и следствие, является дискуссионным. Процесс создания следственного комитета, единого и самостоятельного в своей компетенции органа, осуществляющего функции предварительного следствия, имеет свою предысторию.

Объединить все органы следствия в одно ведомство хотели еще в СССР, накануне его распада. В 90-е годы стало не до этого, роспуск Верховного Совета России и т. д. В общем мешала этому нестабильная политическая ситуация в стране. Еще в Концепции судебной реформы 1991 г. отмечалось, что «соединение в лице прокурора функций расследования преступлений и надзора за ним же противоречит системному подходу, вызывает опасные перекосы в досудебных стадиях уголовного судопроизводства». Данная позиция нашла сторонников в лице многих российских ученых и практических работников. Так, Ю.С. Дибиров отмечает, что объединяя три совершенно разные функции: ведение следственных действий, поддержку обвинения в суде и надзор за соблюдением законности, в том числе и в ходе следствия, прокуратура с любой точки зрения была аномальной структурой. Одно и то же ведомство не может вести одновременно и следствие, и надзор за ним.

Статус прокуратуры начал радикально меняться в начале 2007 года.
С 7 сентября 2007 г. принципиально изменилась система российских правоохранительных органов. В рамках данной реформы было создано новое самостоятельное ведомство — Следственный комитет при Прокуратуре РФ. Прежде всего хотелось бы сделать обзор основных изменений, произошедших в результате реформы.

Во-первых, появился новый следственный орган, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства. В соответствии с Положением о Следственном комитете РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38, Следственный комитет составляет единую федеральную централизованную систему следственных органов и учреждений, действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и председателю Следственного комитета Российской Федерации.

Во-вторых, существенно изменились полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве. В первую очередь это коснулось предварительного следствия, полномочия прокурора здесь существенно урезаны. Так, прокурор не вправе возбуждать уголовное дело, а также давать согласие на возбуждение уголовного дела, участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий, либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия, отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, продлевать срок предварительного следствия, приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу и др. Большую часть прежних полномочий прокурора отныне осуществляет руководитель следственного органа.

В «утешение» прокурору оставлены в полном объеме надзорные полномочия при расследовании уголовных дел, которое осуществляется в форме дознания, и где он — процессуальный руководитель органов дознания.

Также прокурор может отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, если признает отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным.

Первый серьезный конфликт был связан с делом начальника департамента оперативного обеспечения ФСКН Александра Бульбова. Его арестовали сотрудники Шестой службы УСБ ФСБ по обвинению в незаконной прослушке телефонов и преступлениях коррупционной направленности. Вел дело Бульбова Следственный комитет. Требование Генпрокуратуры освободить генерала ФСКН из-под стражи, оказалось безуспешным. Позднее действия надзорного ведомства оказались более успешными и в результате Бульбов вышел на свободу, получив 3 года условно, за мошенничество.

Позднее было дело заместителя финансов Сергея Сторчака, возбужденное СКП. Генпрокуратура отменяла постановления о возбуждении уголовных дел в отношении Сторчака и возвращала дела на доследование. Несмотря на все старания Бастрыкина, дело спустя три года было закрыто, за отсутствием состава преступления.

Так, весной 2011 г. в Московской области разгорелся крупный коррупционный скандал, связанный с «крышеванием» прокурорами подпольных казино. Главное следственное управление Следственного комитета России возбудило в отношении четырех прокуроров уголовное дело, которое вскоре отменил первый заместитель Генерального прокурора РФ В. Малиновский, назвав его «незаконным и необоснованным, поскольку оно вынесено на основании недостаточно проверенных данных». Следственный комитет РФ обжаловал решение В. Малиновского у его непосредственного начальника — Генерального прокурора Ю. Чайки, который, однако поддержал своего заместителя. В связи с отменой прокуратурой постановления о возбуждении уголовного дела в отношении чиновников, в Следственном комитете России заявили, что этот случай не единичный.

СКР быстро стал одной из самых влиятельных структур в России. Александр Бастрыкин с большим рвением поддерживал все политические инициативы Кремля, в частности по борьбе с коррупцией.

Однако планы по созданию суперведомства все-таки не реализовались. В 2012 году СМИ обсуждали проект закона, согласно которому СКР должен был поглотить следственные аппараты МВД и ФСКН. У полицейских предполагалось оставить только дознание по мелким делам. Но МВД удалось торпедировать инициативу, тем более что против была и ФСБ. Ничем не закончились пока и настойчивые предложения Александра Бастрыкина реформировать судебно-следственную систему, введя в нее понятие "объективной истины" и возложив на суд право сбора доказательств.

Стоит отметить, что в соответствии со статистикой Следственным комитетом за 2020 год по предоставленным данным было регистрировано 832 377 преступлений, что является на 0,4 % меньше 2019 года. В суды было направлено около 40 000 уголовных дел.

Уменьшились масштабы насильственной преступности: на 2,2 % уменьшилось число убийств, на 7,6 % уменьшилось количество фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшие смерть потерпевших. За 2021 год Следственным комитетом было направлено свыше 7700 дел о преступлениях, совершенных подростками.

Таким образом, в результате реформы 2007-2011 гг. следственные полномочия полностью перешли к Следственному комитету, который стал единым, самостоятельным органом. Прокуратура осуществляет функции надзора за предварительным следствием, не занимаясь расследованием уголовных дел.
Подытожив вышесказанное напрашивается вывод, что разделение благоприятно отразилось в ходе раскрываемости дел, а также коррумпированности в деятельности предварительного следствия.

На сегодняшний день мы видим работу обеих ведомств, но также и не забываем про их вражду. Смогут ли эти две структуры прийти к соглашению между собой и вести плодотворную совместную работу ещё не ясно, остается лишь надеяться на компетентность и независимость наших органов власти .