Адька стоял испуганный и ровно ничего не понимающий. С одной стороны, то, что говорила мать, не укладывалось ни в какие с детства определенные рамки и шло полностью вразрез с тем, что кипело в крови с того дня, когда он осознал себя не просто мальчиком, а – советским, следовательно, не таким, как все другие в мире, чуть-чуть избранным, чуть-чуть особенным… А с другой стороны – да. Слышал он многое из-за ситцевой занавески, за которой ночи напролет, бывало, шептались мама с бабушкой, и – не малыш ведь уже – догадался: с немцем ладить надо, иначе… И вообще… Песни – песнями, да и отпели их уже, а кто победит в этой войне, неизвестно… Поэтому счел он за благо помалкивать и во взрослый разговор с неуместным своим пионерством не вмешиваться… Ждал, что мать решит. Она повернулась к сыну:
- Адик, сынок… Домой пора, бабушка заждалась, – и, взяв его за руку, сделала один единственный шаг прочь.
Двое мужчин мгновенно, словно по воздуху из-за ее спины перенесясь, вмиг оказались прямо на тропе перед ними.
- Никуда не пойдете, – спокойно, без вызова и приказа в голосе сказал Костя.
Он не угрожал и не велел – просто констатировал. Его рука не расстегнула кобуру, а лишь ее коснулась. Так, слегка, кончиками пальцев.
- Пойду, – вдруг проявила никогда не свойственную ей храбрость и наглость Адькина мама. – Хотите – стреляйте. В спину женщине и ребенку. Давайте. Защитнички.
Она глянула презрительно, по-крысиному – и, опять же, такого взгляда у нее Адька не помнил; взяв сына за руку, Анна преспокойно повернулась спиной к разом утратившим грозный вид Красным командирам и почти вальяжно, по-ленинградски, тронулась прочь. Адька даже не испугался: откуда-то знал, что не выстрелят. Сзади раздалось – другое, просительное:
- Анна, послушайте. Мы в безвыходном положении.
Она обернулась, помягчела лицом. Лева и Костя приблизились. Один из них указал на солидную поваленную березу:
- Сядем, поговорим по-человечески…
…С ними действительно приключилось несчастье. Ночью с самолета их выпрыгнуло в заданном квадрате трое: еще был главный, Петька, хороший парень… Но… Что уж там случилось – никто не знает, только у Петьки этого парашют не раскрылся. Кто теперь разберет – небрежность или вредительство. При Петьке находилась карта со всеми подробностями. А задание у них было – найти остатки регулярных частей Красной Армии, вернее, просто несколько кучек рядовых и сержантов из разных частей, которые застряли здесь еще с прошлого года, со времени окружения, и сбились в отряд – а в командиры сами кого-то выбрали… Почти без оружия… Эдакие Робин Гуды… Но где-то на немцев напали, оружия немного добыли, рацию отняли, и какой-то умелец из них, радиолюбитель, сумел на связь выйти… Вот и решено было направить к ним Петьку командиром, Костю его замом, а Левку замполитом, а то ведь одичали они в лесу, наверное. Еду по деревням воруют… Их так или иначе, организовать надо, то есть создать новый партизанский отряд. Такое вот задание. Только парашют Петьку подвел, а тело его они сегодня все утро проискали – безрезультатно. Так и сгинул вместе с картой – такие вот дела. Здесь задерживаться опасно. Только и знают, что название, где будущие эти партизаны находиться должны: Ведьмина балка. А как туда добираться? К местным обратиться? А если немцев приведут? Думали, счастье, что Анна им встретилась, а она теперь помочь не хочет… Ну, вот они сейчас пообещают, что в районе озера никогда немцам солить не будут – только пусть она их, ради Бога к балке этой самой выведет!
- Часов восемь-десять нам пути туда. До темноты не успеем. В лесу ночевать придется. Что спрыгнули-то так далеко? – устало спросила смирившаяся Анна; запал ее уже сгорел, да и люди-то свои, советские, как не помочь…
- Думали сначала, что хорошо бы костры они жгли ночью – в аккурат бы и свалились прямо к ним. Но начальство не одобрило: говорят, там немцы летают туда-сюда, не ровен час, заметят, да и скинут пяток бомб на всякий случай… А уж куда летчик нас сбросил – так он свой приказ выполнял. Может, ошибся, кто его знает… Ночь все-таки, и летели без штурмана… В общем, выручай, Анна, нам больше надеяться не на кого…
Она кивнула и обернулась к Адьке:
- Аденька, сынок, беги домой. Расскажешь бабушке, что я…
Мужчины снова переглянулись. Костя произнес глухо, не поднимая головы:
- Аня, ты не горячись, а правильно нас пойми. Ну, не могу я вот так отпустить Вадика твоего «к бабушке», да еще и чтоб он рассказал там что-то… А ну, как просочится известие к немцам! Это ж считай, целый партизанский отряд накроют почем зря!
Анна взглянула дико; у нее даже губы посерели:
- Это… как же… вы нас, что же… совсем не отпустите?
- Отпустим, отпустим… – торопливо захлопал ее по плечу Лева. – Вы нас только доведите, а там идите на все четыре стороны. Сейчас нам важно, чтоб пацан твой один не бегал, а ты же человек взрослый! – он усмехнулся: – Если только сама партизанить не захочешь. А может, и ты, Вадик? А? Ружье дадут, будешь в немцев стрелять. Годится?
Вроде и сказал он дело, этот дядя Лева чернявый, а только так сказал, что гадко сделалось Адьке. И из взаправдашнего ружья пострелять ему ох, как мечталось, и немца бы укокошить розового, и овчарку его поганую, нерусскую, – все это хорошо бы, а как-то не так. Зябко стало Адьке, и, будто маленький, он прижался к матери:
- Я ничего… Я, как мама… – обиженно пробасил он; она молчала, видимо, потрясенная.
- Значит, решено, – хлопая себя по коленям, поднялся Костя. – Рассиживаться нечего. Пожевать у нас есть, поделимся. Ну, Вадька, давай, веди, не дрейфь. Ты ведь пионер?
Он убито кивнул, хотел добавить, что дороги не знает, но почувствовал вдруг, что слезы закипели где-то предательски близко, даже переносицу от них заломило – и смолчал.
- Ладно, не трогайте ребенка. Пошли уж, – поднялась, в свою очередь, и Анна. – Навязались на нашу голову…
Продолжение следует
Дорогие читатели! Этот рассказ и его продолжение входят в мой роман "Не такая, как прочие" (художественное произведение внутри книги в жанре "авто-фикшн"), с которым Вы можете познакомиться по ссылкам, приведенным ниже.
Чтобы мой канал мог развиваться дальше, подпишитесь на него, пожалуйста! А если мое творчество Вам нравится, поставьте лайк, он мне действительно нужен.
В Санкт-Петербурге книги автора можно купить в Доме Книги, в Новосибирске - в сети магазинов "Умник", а те читатели, которые находятся в других городах или предпочитают электронные версии, могут найти их здесь:
https://www.litres.ru/author/natalya-aleksandrovna-veselova/
https://ridero.ru/author/veselova_nataliya_netw0/
https://www.labirint.ru/books/915024/