Найти тему

Принудительный труд, стоящий за блёстками в косметике

Оглавление

Если вы заглянете в шкафчик в вашей ванной комнате, то, скорее всего, обнаружите, что в состав большей части вашей любимой косметики входит слюда. Слюда – это добываемый естественным путем минерал, придающий макияжу мерцание, особенно важное в таких продуктах, как хайлайтеры и тени для век. Более того, даже в автомобильной и электронной промышленности слюда используется для придания блеска автомобилям и телефонам.

Но многие люди, чьи средства к существованию зависят от добычи слюды, оказываются в ловушке бедности и кабального труда в таких странах как Индия – одном из крупнейших в мире поставщиков этого минерала. Около 60% высококачественной слюды, используемой в косметике, добывается в двух северо-восточных индийских штатах – Бихар (Bihar) и Джаркханд (Jharkhand). Из-за законов, связанных с защитой лесов и ограничивающих добычу этого минерала, большинство слюдяных рудников в этих штатах используют незаконно. В результате, крайне проблематичным становится также и регулирование условий труда работников добывающей отрасли. Они вынуждены жить в постоянном страхе, ожидая рейдов со стороны представителей власти, а некоторые даже платят взятки, чтобы избежать закрытия шахт.

Часто целые семьи добывают слюду для продажи местным торговцам, которая затем поступает в многомиллиардный коммерческий сектор. Это опасная работа с высоким риском серьезных физических травм и даже смерти. Рабочие вручную просеивают песок, чтобы найти кусочки слюды, проникая в неустойчивые шахты, которые могут обрушиться в любой момент. Без какого-либо защитного снаряжения вдыхание пыли из слюдяных рудников может вызвать долгосрочные проблемы со здоровьем и повреждение легких. Это особенно опасно для детей, часто с раннего детства вынужденных заниматься добычей этого минерала. По данным Центра исследований транснациональных корпораций (Centre for Research on Multinational Corporations), около 22 000 детей вынуждены работать на шахтах только в этой местности, и их возраст может начинаться с 5 лет.

Барки Хазда (Barki Hazda), чья семья уже несколько лет пытается выплатить займ в 35 000 рупий (490 долларов США), который они взяли на еду и свадьбу дочери, рассказал журналистам, как проходит их рабочий день: «Мы с детьми работаем с утра и до самого вечера. Мальчики и девочки постарше спускаются в шахты, приносят песок и вываливают его на поверхность, где я и мои младшие дети собираем слюду».

-2

COVID-19 еще больше усугубил и без того отчаянную ситуацию для рабочих в этой сфере. В отчете Thomas Reuters Foundation за 2021 год описывается, как все больше людей вынуждены заниматься добычей слюды из-за кризиса в других отраслях, в то время как долги действующих работников слюдяной промышленности продолжают расти.

Например, Дулти Деви (Dulti Devi), получающая за добычу слюды не более 1,50 доллара США в день в лучшем случае, пожаловалась на порочный круг своих долгов: «Четыре года назад я взяла кредит в размере 40 000 индийских рупий (560 долларов) на кесарево сечение. Я еще не смогла ничего вернуть, и проценты продолжают накапливаться».

Компании, обвинённые в использовании слюды, добытой подневольными рабочими

Fenty Beauty

В феврале 2021 года некоммерческая организация Legal Rights Observatory обратилась в Национальную комиссию по защите прав ребенка (National Commission for Protection of Child Rights) с жалобой на бренд певицы Рианны Fenty Beauty.

Жалоба гласила: «Согласно сообщениям, в продуктах Fenty Beauty используется слюда из Джаркханда, в котором трудятся дети в ужасных условиях. Более того, у бренда нет сертификата прозрачности цепочки поставок от специального агентства, что позволяет сделать вывод о вероятном использовании в производстве минерала, запятнанного современным рабством».

Несмотря на то, что официальных заявлений не последовало, вероятно, компания предприняла некоторые шаги для искоренения принудительного труда в цепочках поставок. В 2023 году в интервью таблоиду Ethical Elephant представители Fenty Beauty заявили о проведении проверок прозрачности используемой слюды.

Kuncai и их клиенты

Китайская химическая компания Kuncai является одним из самых больших покупателей индийской слюды для создания пигментов. При этом долгое время она не могла предоставить доказательства отсутствия эксплуатации в своих компаниях-поставщиках, и независимые расследования выявили, по крайней мере, трех недобросовестных производителей слюды, с которыми сотрудничала Kuncai.

За свою историю компания снабжала пигментами ряд известных брендов. Например, долгое время ее клиентом был Intercos – один из ведущих производителей косметики, имеющий 16 предприятий по всему миру. Также, согласно базе данных Panjiva, которая регистрирует морские перевозки из Индии, Kuncai продает продукцию из слюды Sun Chemicals, крупнейшему в мире поставщику красок для печати. Еще одним брендом, связанным с этой китайской компанией, является Schwarzkopf, производящий спреи для волос с использованием слюды. Таким образом, можно говорить, что любая из этих корпораций могла использовать минералы, добытые эксплуатируемыми людьми.

LUSH

В 2014 году британская компания Lush Cosmetics попала в скандал, когда The Guardian предоставил доказательства непрозрачности ее поставщиков. Тогда бренд решил полностью отказаться от органической слюды, заменив ее на биоразлагаемый пигмент, созданный в лаборатории.

Но многие эксперты указали, что такая тактика «бросай и беги» может только ухудшить ситуацию для эксплуатируемых людей. «Уход не решит ни одной из их проблем», – утверждает Айсель Сабахоглу (Aysel Sabahoglu), бывший советник по правам детей организации Terre des Hommes. «Важно не бежать с рынка, а гарантировать, что люди, которые поставляют слюду, получают достойную оплату за сырье, которое они добывают. Только тогда порочный круг бедности в этих странах будет разорван».

Борьба за прозрачность цепочек поставок слюды

В последние годы по всему миру начали создаваться международные рабочие группы, призванные повысить осведомленность о проблеме в коммерческом секторе. Одной из них является Инициатива «Ответственная слюда» (Responsible Mica Initiative), созданная в 2016 году с целью объединения предприятий для обеспечения ответственной добычи слюды в индийских штатах. Более 80 компаний, в том числе L'Oreal и Chanel, стали ее членами и теперь участвуют в реализации социальных программ с сообществами, зависящими от этого минерала.

Также некоторые компании берут инициативу в свои руки, реализуя проекты, повышающие прозрачность производства. Последние несколько лет американская косметическая корпорация Beautycounter анализирует каждый этап цепочки поставок слюды. Для этого она проводит проверки на шахтах в Джаркханде, работая бок о бок с местными общинами в сотрудничестве с Кайлашем Сатьярти (Kailash Satyarthi), одним из лауреатов Нобелевской премии мира 2014 года за его работу по борьбе с детским трудом.

-3

Необходимые, но не принятые меры

При этом, несмотря на активные действия рабочих групп и компаний, прогресс в устранении коренных причин долговой кабалы остается медленным, основной причиной чего является незаконный характер добычи слюды. Как пишут исследователи, решение очевидно: нужно узаконить и регулировать эту отрасль.

«Число людей, добывающих слюду, увеличилось», – сказал Ом Пракаш (Om Prakash), директор Детского фонда Kailash Satyarthi, который сотрудничает со штатом Джаркханд, чтобы положить конец детскому труду на шахтах. «Вот почему важно, чтобы люди получали разрешение на добычу легально, ведь для них это главный источник средств к существованию».

Авторка-составительница: Мария Лесина.