Найти в Дзене

Заметки NN: Поэзия любви и философия жизни в творчестве З. Гиппиус (о стихотворении "Иди за мной")

Всем здравствуйте! Представлю Вашему вниманию новый материал моего супруга NN - на этот раз, о стихотворении З. Гиппиус "Иди за мной". Приятного прочтения! *** Когда более четверти века тому назад в России появились первые републикации художественных, литературно-критических и религиозно-философских текстов Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869-1945), всем, впервые их прочитавшим, стало ясно, что поэтов-женщин с абсолютным поэтическим слухом и выдающимся художественным талантом в России - не два, а три. Творчество "большой тройки", а речь идёт о З. Гиппиус, А. Ахматовой и М. Цветаевой, отмеченное "Божьим присутствием" и в то же время предельно индивидуализированное, пронизано основными бытийными вопросами, а именно: любви и смерти, свободы и достоинства, а также рядом других, нашедших яркое выражение в поэтических строках. Несмотря на отличия, имеющие отношение как к жизни, так и к творчеству З. Гиппиус, М. Цветаевой и А. Ахматовой, все три поэта, вне всякого сомнения, объективно подняли пл

Всем здравствуйте!

Представлю Вашему вниманию новый материал моего супруга NN - на этот раз, о стихотворении З. Гиппиус "Иди за мной".

Приятного прочтения!

Книга: З. Н. Гиппиус. Стихотворения. - СПб.: Академический проект, 1999.
Книга: З. Н. Гиппиус. Стихотворения. - СПб.: Академический проект, 1999.

***

Когда более четверти века тому назад в России появились первые републикации художественных, литературно-критических и религиозно-философских текстов Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869-1945), всем, впервые их прочитавшим, стало ясно, что поэтов-женщин с абсолютным поэтическим слухом и выдающимся художественным талантом в России - не два, а три. Творчество "большой тройки", а речь идёт о З. Гиппиус, А. Ахматовой и М. Цветаевой, отмеченное "Божьим присутствием" и в то же время предельно индивидуализированное, пронизано основными бытийными вопросами, а именно: любви и смерти, свободы и достоинства, а также рядом других, нашедших яркое выражение в поэтических строках.

Несмотря на отличия, имеющие отношение как к жизни, так и к творчеству З. Гиппиус, М. Цветаевой и А. Ахматовой, все три поэта, вне всякого сомнения, объективно подняли планку русской женской поэзии на небывалую доселе высоту.

Портрет З. Н. Гиппиус
Портрет З. Н. Гиппиус

И среди таких "высоких" творений - стихотворение З. Гиппиус "Иди за мной" (1895). Это произведение, написанное в период становления русского символизма, без преувеличения можно назвать знаковым. Однако несмотря на "знаковость", оно требует более пристального внимания и уточнения сущностных "ингредиентов" его содержания.

Книга стихотворений З. Н. Гиппиус
Книга стихотворений З. Н. Гиппиус

Так, трудно согласиться с теми интерпретациями, где говорится лишь о минорных аспектах содержания стихотворения. И самым "сокрушительным" выводом подобных рассуждений является, на наш взгляд, тот, что "сообщает" доверчивому читателю о "приглашении" лирическим героем своего возможного визави-"единоверца" к отказу от жизни. С таким невозможным для "апостола Свободы" (как называли Гиппиус современники) выводом категорически нельзя согласиться!

Подобное мнение любителей декадентского искусства - из разряда "методологически" ощибочных. И хотя среди символистов первого поколения почти "каждый был декадентом" (В. Ходасевич), некоторые из них, и не в последнюю очередь автор рассматриваемого стихотворения, его преодолели. Для Гиппиус, уже осмыслившей на свой лад феномен индивидуализма, смерть физическая и бесфантазийная и бесплодная жизнь - "сёстры-близнецы", не более чем дурной сон, если хотите - фикция.

Стихотворение З. Н. Гиппиус "Иди за мной"
Стихотворение З. Н. Гиппиус "Иди за мной"

В стихотворении "Иди за мной" З. Гиппиус речь идёт о безусловном следовании своему пути (а у единомышленников он, понятно, в основе един), когда в пределе достигается состояние абсолютной Свободы, когда возможными и реальными "до осязания" становятся "иное Небо и иная Земля".

В качестве резюме к прочитанному интересному и очень звучному (как "мантра") стихотворению может выступить следующая мысль, раскрывающая глубинный смысл призыва "Иди за мной": человеку эпохи "конца века" предлагается встать на Путь для создания братства "новых людей", где каждый из себя представлял бы отдельный "микрокосм", но был бы "всё-таки необходим для общего" (З. Гиппиус).

***

Напомню, что другие материалы NN о книгах и отдельных произведениях разных авторов находятся в подборке

Заметки NN

Спасибо за внимание! До новых встреч.