А вы знаете, что по просторам нашей страны курсирует передвижная инсталляция с тематической реконструкцией «Поезд Победы»? Мы узнали пару дней назад, прочитав новость о том, что на вокзал Краснодар-1 прибывает "Поезд Победы". Вход в музей бесплатный, но по предварительной регистрации. Регистрация открывается за один-два дня до прибытия экспозиции в город. Забегая вперёд скажу, что в Краснодаре много желающих посетить музей. Поэтому между группами тех, кто зарегистрировался, формируют группы из тех, кто не успел пройти регистрацию или не знал о ней.
Поезд Победы - это передвижной музей, посвященный Великой Отечественной войне. Проект реализован творческой мастерской «Невский баталист» совместно с медиагруппой «Красный квадрат» при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, ОАО «Российские железные дороги» и общественной организации «Волонтеры Победы».
В главных исторических архивах страны по крупицам собраны уникальные фото и видеоматериалы, разработано концептуальное и информационное наполнение интерактивных панелей. События Великой Отечественной войны представлены максимально широко на основе достоверных исторических источников.
ОАО «Российские железные дороги» оказало значительное содействие в создании музея «Поезд Победы». Сформирован специальный железнодорожный состав из восьми тематических и четырех технических вагонов, который стал экспозиционным пространством для нового иммерсивного музея — музея, основанного на «эффекте присутствия». Опытная поездная бригада сопровождает передвижную экспозицию на протяжении всего пути следования.
На территории вокзала стоит "штаб", в котором нужно отметиться и узнать номер своей группы. У каждого волонтера в руках табличка с номером группы. У нас были билеты на 12:50, но из-за за большого количества желающих попасть в музей, вышли на перрон в 13:22.
Заходим в поезд, нам выдают наушники и аудиогид, в каждом вагоне есть специальные устройства на стене, с помощью которых можно перезапустить свой аудиогид, если что-то с ним не так.
По этому маршруту нас поведёт девушка Лидия. Лидия — не просто аудиогид, она собирательный образ. Лидия рассказывает реальные истории, людей переживших войну. Она поделится с нами воспоминаниями, семейной историей, опытом преодоления и победы. В 1941-м ей девятнадцать: она пошла по стопам отца и стала машинистом паровоза. Основным прототипом образа Лидии стала старший машинист паровозной колонны, Герой Социалистического Труда (1943), Почётный железнодорожник (1941) Елена Мироновна Чухнюк (12 марта 1917 — 10 мая 2014). В период Великой Отечественной войны водила воинские поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта — под Ельцом, Сталинградом, Курском, на Днепре.
Каждый вагон поезда-музея это отдельная история.
1 вагон — мирное время.
До войны осталось несколько часов. За окном перрон вокзала. В вагоне каждый занят своим делом: мать кормит дитя, мужчина читает газету, кто-то знакомится с попутчиками.
Отрывок из рассказа Лидии: "На каждой деревянной скамье вагона такие разные и в тоже время словно знакомые всю жизнь люди. Вот так мы и ехали тогда одной большой советской семьёй. Солнечным летним днём, в каком-то уютном, хоть и жёстком плацкарте."
2 вагон — поезд на фронт.
Началась война. Война, которая принесла много горя миллионам людей.
"Немцы бомбят наши города. Но жители многих из этих городов узнали о начале войны не по радио. Опережая радиосигнал огнём и взрывами, криками и стонами, смертью, разрушениям. В то роковое воскресное утро война известила о себе сама" – говорит Лидия.
Дальше мы видим Брестскую крепость, которая приняла на себя первый удар немецко-фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. И, конечно, героически сражающихся Защитников Брестской крепости. Они отдали свои жизни во имя Родины.
Теперь паровоз несёт мальчишек и молодых мужчин на войну. В начале вагона мы видим плачущую женщину, в ней воплощён образ солдатских матерей.
"Помню, как курсантам - первогодкам выдавали солдатские медальоны. Маленькие такие пенальчики с бланком внутри. Политрук объяснял, как его заполнять. Фамилия, имя, звание, адрес семьи. Это чтобы, когда убьют, знали, куда похоронку слать. Горько мне было смотреть на это. Слезы душили."
3 вагон — Концлагерь.
Концентрацио́нные лагеря́ наци́стской Герма́нии - места массового заключения, содержания и уничтожения людей.
Множество узников концентрационных лагерей погибало от жестоких издевательств, болезней, плохих условий содержания, голода, тяжёлого физического труда и бесчеловечных медицинских опытов.
В вагоне мы видим нары, на которых едут изможденные люди.
И страшную картину — сваленную в углу обувь.
4 вагон — Санитарный вагон
В этом вагоне мы видим раненных солдат. Кто-то уже идёт на поправку, кто-то верит, что обязательно поправится и вернется домой.
"Тяжело было видеть красивых молодых солдат, искалеченных войной. Многие из них вообще не хотели жить. Зачем? Кому я такой нужен? Помню, кричал врачу двадцатилетний парень. Ему ампутировали обе руки и обе ноги. Мы с медсёстрами успокаивали его, как могли. Хотя что тут скажешь? Чем успокоишь?" – говорит Лидия.
Но не все смогли, мы видим как санитары, выносят носилки с умершим.
Вторая часть вагона — наука.
Здесь мы видим ученных, которые внесли огромный вклад в Победу.
З. В. Ермольева - создала отечественный пенициллин, что помогло спасти тысячи солдат от ампутаций и смерти.
Игорь Васильевич Курчатов — советский физик, «отец» советской атомной бомбы.
5 вагон — Банно-прачечные поезда.
Чистота - залог здоровья. Но у бойцов зачастую не было возможности соблюсти чистоту и гигиену. На помощь приходили Банно-прачечные поезда, которые придумали ещё во времена русско-японской войны. В вагонах банно-прачечных поездов находились душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры.
В этом вагоне, мы впервые видим военнопленных немцев, которые недавно были взяты в плен под Сталинградом и приведенные в банный вагон по приказу советского командования, а среди них — генерал-фельдмаршал 6-й армии Фридрих Паулюс.
Вторая часть вагона - Блокада.
Блокада Ленинграда стала тяжелейшим испытанием для города и его жителей. Холод, бомбардировки и смерти были спутниками ленинградцев долгие 2,5 года.
Единственное, что соединяло Ленинград с Большой землей, —это Дорога жизни. Она проходила через Ладожское озеро: летом — по воде, а зимой — по льду.
6 вагон — Штабной вагон.
Здесь мы видим как идёт планирование битвы.
Вторая часть вагона — Бронепоезд.
На фронтах Великой Отечественной действовало более 200 советских бронепоездов, многие из них были награждены орденами и медалями.
Основной, а порой и единственной, задачей бронепоездов в ходе всей войны была поддержка подразделений, действовавших вблизи от железнодорожных путей. Также иногда бронепоезда помогали брать станции или даже вести контрбатарейную борьбу.
7 вагон (новая экспозиция) — японская военная биолаборатория.
В этом вагоне мы видим японскую биолабораторию, в которой происходили страшные эксперименты над людьми.
Вторая часть вагона — судебный процесс во Дворце юстиции г. Нюрнберга.
8 вагон — Победа, возвращение домой.
В этом вагоне мы видим героев, возвращающихся домой. Они возвращаются с болью от перенесённых ужасов войны.Каждый из них уже не будет прежним. Но в их глазах можно увидеть радость, гордость. Они победили!
В последнем вагоне можно присесть на скамьи и дослушать рассказ Лидии. В окне мы видим лица героев.
Узнать расписание и зарегистрироваться можно на официальном сайте https://poyezd-pobedy.ru
В ближайшее время поезд могут посетить жители и гости следующих городов:
Минеральные воды, Прохладный, Моздок, Беслан