Найти тему
Фоторепортер

Знаменитая "Масленица" Константина Маковского предстала в обновленном виде

С многомесячной реставрации вернулась одна из самых известных картин Константина Маковского «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».

С холста, написанного 150 лет назад, исчезли «шрамы» предыдущих улучшений и постаревший лак, после чего полотно в прямом смысле заиграло свежими красками.

  • Прочитав текст до конца вы узнаете несколько секретов картины, в том числе то, что закрасил сам художник на картине.

Картина заметно «посвежела» и теперь вместо блеклого неба — яркое розоватое, каждая деталь заиграла авторским колоритом. Реставраторы убрали несколько слоев пожелтевшего лака, который словно мутный фильтр искажал цветовую гамму полотна. В самом низу полотна сохранили небольшой прямоугольный участок старого покрытия — на память.

Под таким "налетом" из нескольких слоев лака было все полотно.
Под таким "налетом" из нескольких слоев лака было все полотно.

Специалисты избавили полотно от микротрещин, укрепили холст. Также удалось устранить 30-сантиметровый прорыв на картине. Теперь посетителям выставки практически невозможно догадаться, где он был. О серьезном повреждении напоминают лишь архивные фотографии.

Вот такой 30-сантиметровый рубец "украшал" картину до реставрации.
Вот такой 30-сантиметровый рубец "украшал" картину до реставрации.
Теперь от него не осталось и следа - мастерство.
Теперь от него не осталось и следа - мастерство.

Прорыв захватывал изображение неба, здания на дальнем плане, детали балагана. Он заделан с помощью современными методик, встык. Сзади никаких заплат нет. Удален с холста старый клей, который был использован для этого «пластыря», мы соединили все ниточки, ввели свой грунт, чтобы придать равномерность для этой поверхности и сделали тонировку. Точно неизвестно каким образом пострадала картина. Вполне возможно, что произошло ЧП в ходе эвакуации полотна во время эвакуации. Очевидно на нее что-то упало.

Работа реставраторов.
Работа реставраторов.

Картина размером два на три с лишним метра вернулась в Михайловский дворец в родной раме, которая больше десяти лет ожидала своего часа в фондах Русского музея.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и полезное.

Примечательно, что ранее долгие годы полотно эскпонировалось в "неродном" багете. Мастера восполнили лепные утраты, расчистили грязь, и, кажется, сделали невозможное — удалили поздние бронзовые наслоения и сохранили оригинальный слой сусального золота.

Изначально художник в этом месте нарисовал две лестницы на фасаде дома, но потом закрасил их и покрыл небольшой дымкой. Однако, если присмотреться, то их можно увидеть.
Изначально художник в этом месте нарисовал две лестницы на фасаде дома, но потом закрасил их и покрыл небольшой дымкой. Однако, если присмотреться, то их можно увидеть.

На своем веку «Народное гулянье» видело несколько реставраций. Но только с развитием технологий и современных материалов полотну удалось вернуть былую яркость и глубину. Реставрация длилась почти 4 месяца.

-9

Картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» поступила в Русский музей в 1897 году из Гатчинского дворца.

Её считают шедевром русского искусства XIX века. А самого художника император Александр II называл «моим живописцем».

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и полезное.