СТЕПКИНЫ ЛЕГЕНДЫ
— Степка, вот как попадет тебе от папы! — беспокоился Матвей за старшего брата, решившего выяснить, являются ли оставшиеся на ночлег студенты сибирскими вампирами или нет.
Начитавшись легенд народов мира и свято поверив мудрости, Степа не доверял первым встречным. Вампиры-юеры по преданиям обладали способностью не только принимать человеческий облик, но умением красиво излагать мысли и входить в доверие, проникая в жилище людей, а ночью убивая хозяев.
За ужином Борис и Андрей, представившиеся студентами местного университета, частенько ссылались на преподавателей, с которыми лично водил знакомство отец Степана, будучи сотрудником Управления образования администрации города. Но старшему сыну этого оказалось маловато.
Забравшись на подоконник, Степа развернулся, улегся животом на поверхность, нащупывая ногой выступ, удачно проходивший по периметру дома. Оставалось дотянуться до водосточной трубы и съехать вниз.
За проведенные на даче дни, этот путь стал не вновинку старшему брату. Запретный плод в виде чердака манил и прельщал. Выбираясь таким способом из комнаты на втором этаже, Степан приставлял лестницу к чердачном окну, благополучно взбираясь в помещение. Но эта ночь сулила новые приключения...
— Мелкий, давай! — громким шепотом позвал Степа.
Пусть и самый младший, но Тема считался сильнее и храбрее Матвея, всюду следуя за старшим братом. Порой дело доходило до споров, когда ум и сила сталкивались друг с другом, но братья непременно находили компромисс ради достижения общей цели. Матвея оставляли караулить и готовить пути к отступлению.
Тема ловко достиг земли, но склонился, быстро подбирая маленькие светлые комочки и засовывая их в карманы штанов. Степа подхватил один и принюхался:
— Чеснок?
— Конечно, а как идти против вампиров без... без...
— Подручных средств? — подсказал старший.
— Да!
— Жаль, святой воды нет. Но крестики нательные спасут.
— И острые колья, — добавил Тема, поднимая с земли заранее сброшенные орудия, наспех заточенные из ножек деревянного стула.
— Я особо на них не надеюсь, — криво улыбнулся Степа, — вряд ли стул из осины.
— В кино показывали, что...
— То в кино, — перебил брата Степан, — там соврут, не дорого возьмут. А тут легенды!
Крадучись, мальчишки пробирались вдоль дома к большому сараю, куда отец натаскал свежескошенного в заросшем саду и высушенного под лучами жаркого летнего солнца сена. Даша, мать мальчишек, удивлялась, к чему столько запасов: хозяйство они не держат, да после отпуска вернутся в город.
Но вне основной работы глава семьи с наслаждением предавался привычным сельскохозяйственным занятиям, отдыхая душой и телом в загородном доме. Дмитрий частенько пропадал с сыновьями на рыбалке или ходил в лес и ловил моменты побыть с ними наедине, ведь скоро работа отнимет время, и мальчики снова будут предоставлены себе.
Глядя на мужа, Даша лишь улыбалась: Дима такой же легкий на подъем к интересным занятиям как и сыновья, отцовская копия. Кроме Матвея, скромного и тихого, хвостиком бегающего за братьями. Но стоило среднему сыну чуть испугаться, как он искал укрытия возле матери.
Затаившись за кустом сирени, давно утратившим свой цветущий вид, но буйно разросшимся, братья осторожно выглядывали и прислушивались к звукам. Тишину ночи нарушало лишь стрекотание цикад, да писк летучих мышей, снующих в призрачном луном сиянии.
— Степка, а что, если..., — Тема указал на порхающих хищниц.
— Юеры под водой живут, — напомнил старший, — к тому же, среди летучих мышей встречаются и млекопитающие.
— Это кто еще? — не понял Тема.
— Насекомых едят, кузнечиков, например, — уточнил Степа, но искоса поглядывал за мельтешащими на фоне темного неба комочками с крылышками: помимо сибирских вампиров, есть и другие, но пугать понапрасну младшего брата не стал. — Выдвигаемся! Оружие к бою!
Мелкими перебежками, мальчишки достигли входа в сарай и заглянули вовнутрь. Фонарь освещал половину сарая. Дальняя сторона с кипой сена терялась в полумраке, где выделялись два укутанных в одеяла тела. Осмелев, братья прошли пару шагов вглубь, когда деревянные створки сарая с грохотом захлопнулись.
— Мама! Мамочка! Па-па-а-а! — забарабанили в двери испуганные мальчишки.
Мощный луч фонаря пробил полумрак и осветил два дрожащих, прижатых друг к другу тела. Прикрываясь от яркого света ладошками, братья топтались на месте.
— Попались? — громовой голос прокатился под сводами сарая.
Луч фонарика ушел в сторону, позволяя мальчишкам прийти в себя. Быстро-быстро моргая, братья с трудом разглядели стоявшего на сене человека.
— Папа?!
— Вот вы и попались, сорванцы! — уже своим голосом произнес Дмитрий, едва сдерживая смех.
— А где вампиры? — удивленно спросил Тема.
— Позади тебя, — раздался голос, а мальчишки вновь вздрогнули, обернувшись. Но вздох облегчения вызвал общий смех: в открытые двери сарая вошли Боря и Андрей.
— Эх вы, горе-охотники! Ремня бы вам дать, да жалко, — смеялся Дмитрий.
Братья смущенно переминались, понурив головы, но Борис поправил на носу очки, приобнял за плечи Степана и пригласил присесть на деревянные чурбанчики:
— А ты слышал легенду про Даханавара?
— Нет! — встрепенулся мальчуган, вмиг забыв про конфуз.
— Древнеармянский вампир, который проживал в ущелье Ультиш Альто-Тэм и прославился тем, что никогда не нападал на жителей, населяющих земли 366 долин, расположенных в Армении.
— Чем же он питался?
Тема, его отец и Андрей расположились вокруг ребят, слушая новую легенду. Дмитрий разломил на всех свежеиспеченный женой хлеб, который прихватил с собой в сарай, чтобы съесть тот, коротая время со студентами, поджидая незадачливых охотников на вампиров. Зная характер старшего сына и любовь того к легендам, Дмитрий подговорил Бориса и Андрея разыграть мальчишек.
— Защищая земли и жителей Армении от набегов чужестранцев, Даханавар охотился по ночам на врагов, выпивая их кровь. Но никогда не убивал своих людей, пока там обитал.
— Куда же он подевался потом?
— У вампира оказалась странная привычка: тот пил кровь исключительно из пяток. Однажды в долину пришли чужаки. Они знали о вампирской причуде и улеглись спать, подложив ноги под голову друг друга. Когда в ночи Даханавар нашел их, он так и не понял, где у противника ноги и что это за чудо с двумя головами с обеих сторон туловища. Обиделся и ушел.
— С тех пор Армения осталась без защиты? — воскликнул Тема, роняя на пол кусочек хлеба. Глянул мельком и махнул рукой, — а, мышка съест.
— Есть среди легенд Армении еще одна, — подал голос Андрей, — про хлебные крошки. Повсеместно известно, что хлеб всему голова, многие народы бережно к нему относятся, соблюдая правила нарезки. Но армянский народ, передавая поверья из поколения в поколение, строго настрого запрещал бросать хлеб на пол, даже крошки тут же поднимались. Оставить хлеб, лежащим на полу, считалось большим грехом.
— Но почему? — в один голос спросили братья, а глаза Степана горели от возбуждения: легенды Армении он еще не читал и с замиранием сердца слушал новых знакомых.
— Легенда гласила, что на каждую упавшую крошку наступал ангел, спустившийся с небес, охраняя ту от осквернения, пока не поднимут. Чтобы помочь ангелам, люди старались не ронять хлеб и быстро подбирали крошки. Хлеб делал людей сильными, крепкими и добрыми.
Тема скосил глаза, наблюдая за мелким грызуном, успевшим унюхать кусочек свежего хлеба и подбросил еще парочку крошек:
— Ешь быстрее, пока ангелы не спустились! Кушай-кушай, пока я добрый...
Младший не видел, как за ним с улыбкой наблюдали остальные. Закончив с трапезой, Дмитрий скомандовал отбой...
Продолжение следует...