Найти в Дзене

Откройтесь новому или профессиональные компетенции тестировщиков ПО

Профессор одного из токийских университетов решил взять несколько уроков дзен-буддизма у известного Мастера. Придя к нему домой, он с порога начал рассказывать о том, почему он хочет брать уроки и как много он уже прочёл литературы на эту тему. Мастер пригласил его пройти в дом и предложил чаю. Профессор продолжал говорить, перечисляя книги, которые он прочёл о дзен. Мастер стал наливать чай в чашку гостя, когда чашка была полна до краёв и чай начал выливаться из неё, профессор воскликнул:
– Мастер, что вы делаете, чашка уже полная, и вода переливается через край!
– Так же, как эта чашка, – ответил Мастер, – Вы переполнены информацией. Как же я смогу показать Вам Дзен? Любое новое знание будет переливаться через край. Приходите в следующий раз – с пустой чашкой. Начну с профессиональных компетенций тестировщиков ПО, чтобы показать, откуда взялась идея создания данного канала. На данную тему можно найти огромное количество информации на просторах «Всемирной паутины». Потому то, что я ра
Оглавление

Профессор одного из токийских университетов решил взять несколько уроков дзен-буддизма у известного Мастера. Придя к нему домой, он с порога начал рассказывать о том, почему он хочет брать уроки и как много он уже прочёл литературы на эту тему. Мастер пригласил его пройти в дом и предложил чаю. Профессор продолжал говорить, перечисляя книги, которые он прочёл о дзен. Мастер стал наливать чай в чашку гостя, когда чашка была полна до краёв и чай начал выливаться из неё, профессор воскликнул:
– Мастер, что вы делаете, чашка уже полная, и вода переливается через край!
– Так же, как эта чашка, – ответил Мастер, – Вы переполнены информацией. Как же я смогу показать Вам Дзен? Любое новое знание будет переливаться через край. Приходите в следующий раз – с пустой чашкой.

Начну с профессиональных компетенций тестировщиков ПО, чтобы показать, откуда взялась идея создания данного канала. На данную тему можно найти огромное количество информации на просторах «Всемирной паутины». Потому то, что я расскажу, будет не особо новым. Но... Технологии и подходы стремительно развиваются. Я бы даже сказал, кардинально. И то, что вчера было необходимым, сегодня уже оказывается недостаточным. Потому за навыками и знаниями стоит следить, развивать, пересматривать и менять.

Кроме того, у меня закрадывается ощущение, что изложенные теории по профессиональным компетенциям прекрасны, но далеки от реалий. Так и должно быть. Теории пытаются обобщить, пытаются быть универсальными. А суровые реалии вносят свои коррективы под конкретные потребности.

Мое мнение будет субъективным и не претендует на истину. Я просто поделюсь своими реалиями.

Я бы выделил три группы профессиональных компетенций, которые необходимы тестировщику ПО в экосистеме 1С:

  1. Знания в тестировании
  2. Знания программных продуктов
  3. Знания процессов

Начну с последнего.

Знания процессов

Иллюстрация с сайта  monkeyuser.com
Иллюстрация с сайта monkeyuser.com

Под процессами я подразумеваю устоявшиеся подходы и практики разработки программного обеспечения в команде. Место тестировщика в команде. И, конечно, его обязанности.

Возможно ли научиться процессам, если до этого не имел опыта работы в IT-сфере?

Подковать себя теоретическими знаниями можно и нужно, уделив время изучению моделей и методологий разработки программного обеспечения. Это сформирует представление о таких популярных понятиях как Agile, DevOps, Scram, Kanban.

Но это не гарантирует того, что в команде разработки, в которую вы попадете, будут применяться данные модели и подходы. Особенно в чистом виде. Процесс всегда настроен под фактические показатели того, что может себе позволить компания: количество людей, их обязанности, география нахождения сотрудников, финансирование и многое другое.

Потому подготовится к процессам невозможно, их придется впитывать в процессе работы. Слушать, смотреть, понимать. Вот такая правдивая тавтология получилась: процесс впитывается в процессе.

Но обладая знаниями о методологиях и подходах, всегда можно попробовать привнести что-то новое в процессы своей команды.

Обязанности. Если вы думаете, что тестировщики целыми днями изощрёнными способами ищут ошибки в проверяемой программе, фиксируют их и напоминают разработчикам, что пора бы исправить хотя бы часть найденных ошибок, то ваш диагноз – хронический романтик! Снимайте розовые очки. Хотя, возможно, это мне не приходилось заглядывать в те двери, которые ведут в такие компании.

Спектр обязанностей тестировщиков, кроме непосредственного процесса тестирования, может быть обширным. Вновь все упирается в то, что может позволить себе компания. Тестировщики могут общаться с внешним заказчиком по внедренному функционалу, собирать требования для нового функционала, консультировать технических писателей и специалистов технической поддержки и, даже, составлять справочную информацию или техническую документацию.

Потому всегда стоит быть готовым к новому.

Знания программных продуктов

Иллюстрация с сайта  monkeyuser.com
Иллюстрация с сайта monkeyuser.com

Я не случайно привел выше пример того, что тестировщики могут консультировать технических писателей, специалистов технической поддержки и составлять справочную информацию. Программные продукты фирмы «1С» и ее партнеров затрагивают разные области учета. Это сложные профессиональные инструменты. И сложны они именно своей методологией и отраслевой спецификой. Без ее понимания не получится следить за качеством программного продукта. Потому, я убежден в том, что на сегодняшний момент тестировщик экосистемы 1С должен быть еще и консультантом (методистом).

Со мной могут не согласиться. Зачем тестировщику становится методистом, если перед ним ставят конкретную задачу, постановка которой должна быть детально расписана? Отвечу вопросом на вопрос. А если не расписана? Реалии таковы, что время на разработку и тестирование ограничено, людей не хватает, а решить задач необходимо много. Где, а главное, как, в этой цепочке вставить детальное описание задачи? В лучшем случае, расскажут голосом, как должен работать разработанный функционал или внесенные исправления. Но, даже если в компании с этим все хорошо, есть тест-дизайнер или отдельно выделенный методист, карьерный рост никто не отменял. Потому, если тестировщик хочет чувствовать свой продукт, он должен его знать. Помните, как в той истории про то, как важно знать, где ударить. Хотите предвидеть и понимать на какой функционал могли повлиять внесенные в конфигурацию изменения, изучайте свой программный продукт.

И здесь со мной можно не согласиться. Есть автоматизированное тестирование, которое позволяет покрыть разными сценариями проверки весь необходимый функционал. Зачем что-то чувствовать и предугадывать? Но данные автотесты сначала надо составить. И вновь возвращаемся к методологии.

Возможно ли заранее изучить программные продукты 1С до устройства на работу?

Быстро изучить и понять, если нет практики использования любого из программных продуктов 1С, не получиться. Как я уже сказал выше, инструменты сложные и в них надо погружаться.

Если у соискателя есть опыт работы с программными продуктами 1С или есть профессиональные знания в какой-то из областей учета, то это будет хорошим преимуществом, но не панацеей. В большинстве случаев, программные продукты изучаются в процессе работы. Первое, с чего начинаются трудовые будни новичка – это погружение в программный продукт. Как минимум, через закрепленного наставника. Как максимум, через стажерскую программу. Но чаще через наставника.

Кроме того, компания старается повышать компетенции сотрудников и отправляет их на обучение, за которым следует сдача экзамена на сертификат. Для тестировщиков это сертификаты «1С:Профессионал» и «1С:Специалист-консультант» по различным прикладным решениям фирмы «1С». Причем второй сертификат повышает рейтинг самой компании. Чем больше в компании сертифицированных специалистов, тем лучше. Но, чтобы получить специалиста по конкретному программному продукту, сначала надо получить сертификат профессионала. Потому компания заинтересована отправлять своих сотрудников на обучение с последующей сдачей на соответствующий сертификат.

Это я все к тому, что учится придется много и постоянно, особенно, в начале пути. И компания будет этому способствовать: мягко, но настойчиво напоминать про отсутствие сертификатов.

Потому всегда стоит быть готовым к новому.

Знания в тестировании

Иллюстрация с сайта  monkeyuser.com
Иллюстрация с сайта monkeyuser.com

В процессы погружаемся, программные продукты изучаем, а что же с профессиональными знаниями в области тестирования?

В эту область входят знания по теории тестирования ПО: принципы формирования тестовых сценариев, использование техник и методов тестирования, составление отчетов об ошибке и т.д. А также использование различных инструментов тестирования от систем отслеживания ошибок до автоматизации процессов тестирования.

В компаниях может быть четкое разделение на ручных тестировщиков и автоматизаторов тестирования. Ручные тестировщики составляют тестовые сценарии и вручную по ним проверяют новый функционал программного продукта. Далее по данным сценариям автоматизаторы пытаются автоматизировать данные проверки. И в дальнейшем уже не тратиться время на ручное тестирование, а запускаются автоматизированные тесты. Так покрывается одна из самых трудозатратных частей тестирования: регрессионное – проверка ранее протестированного функционала программы, позволяющая убедиться, что внесенные изменения не повлекли за собой появления новых ошибок в функционале, который не менялся.

Автоматизация – это написание программного кода. Автоматизатор должен уметь писать код, используя какую-то среду разработки. И это заблуждение! В экосистеме 1С созданы инструменты автоматизации процессов тестирования, которые позволяют составлять автоматизированные тесты из готовых шагов или команд как конструктор, а также умеют записывать производимые пользователем действия в программном продукте и преобразовывать их в готовые автоматизированные тесты. При этом сами автоматизированные тесты выглядят как набор понятных последовательных действий, а не программный код. Потому такой автоматизации может научиться любой ручной тестировщик. И для этого ему совершенно не нужно уметь писать программный код.

И это мое второе убеждение: на сегодняшний момент для тестировщика в экосистеме 1С уже мало применять только ручное тестирование, он должен уметь работать хотя бы с одним современным инструментом автоматизации тестирования.

Этой группе профессиональных компетенций можно и нужно учиться до размещения резюме. Они повысят ваш уровень как специалиста.

И вот я дошел до основной идеи и цели данного канала: показать, что в экосистеме 1С автоматизация процессов тестирования гораздо проще, чем кажется и для этого необязательно уметь писать программный код. Необходимо только изучить современные инструменты автоматизации.

Об этом мы с вами и будем говорить. Ну что, готовы к новому?

Основные мысли, которые хотел донести:

  1. Тестирование в экосистеме 1С – это открытие себя новому на постоянной основе.
  2. К процессам можно быть подготовленным теоретически, но понимать и применять можно только в процессе взаимодействия в команде.
  3. Тестировщики занимаются не только проверкой качества программного продукта, а могут выполнять и другие сопутствующие обязанности.
  4. Тестировщик должен хорошо знать проверяемый программный продукт. Быть методистом.
  5. Тестировщик должен уметь применять инструменты автоматизированного тестирования.
  6. Автоматизатор тестов необязательно должен уметь писать код.
  7. Учиться придется много и постоянно. Потому приходите с пустой чашкой!
-5