Найти в Дзене

Прекрасные Сурасундари или красота по-индийски.

"Хороши те поступки, которые не мешают благоденствовать в этом мире и не приносят вреда в том." Камасутра Сурасундари- в индийской архитектуре и искусстве молодая женщина, символизирующая красоту, изящество и чувственность. Её характерными чертами являются выраженные формы женского тела,- грудь, бёдра, зауженная талия, округлые черты лица с пухлыми губами и широкими глазами,- а также украшения, ручные и ножные браслеты, серёжки и ожерелья. Сурасундари одета в традиционную индийскую одежду, прозрачный дхоти, частично закрывающая нижнюю часть тела, а также пояс с драгоценными камнями. В ряде композиций Сурасундари может быть представлена без одежды, например, в сценках в Кхаджурахо. Название образа происходит от слов "сура" (небо) и "сундари" (красота), то есть "небесная красота" или "небесная красавица". Сурасундари также называют Рамбха (Rambha), Девангана (Devangana) или Маданика (Madanika). В Пуранах именем Сурасундари названа дочь бога воды Варуны и Сунадеви. Впервые образ небесной

"Хороши те поступки, которые не мешают благоденствовать в этом мире и не приносят вреда в том."

Камасутра

Статуи Сурасундари на стене храма
Статуи Сурасундари на стене храма

Сурасундари- в индийской архитектуре и искусстве молодая женщина, символизирующая красоту, изящество и чувственность. Её характерными чертами являются выраженные формы женского тела,- грудь, бёдра, зауженная талия, округлые черты лица с пухлыми губами и широкими глазами,- а также украшения, ручные и ножные браслеты, серёжки и ожерелья. Сурасундари одета в традиционную индийскую одежду, прозрачный дхоти, частично закрывающая нижнюю часть тела, а также пояс с драгоценными камнями. В ряде композиций Сурасундари может быть представлена без одежды, например, в сценках в Кхаджурахо.

Название образа происходит от слов "сура" (небо) и "сундари" (красота), то есть "небесная красота" или "небесная красавица". Сурасундари также называют Рамбха (Rambha), Девангана (Devangana) или Маданика (Madanika). В Пуранах именем Сурасундари названа дочь бога воды Варуны и Сунадеви.

Часть скульптуры Сурасундари. X век, период Чандела, Королевский музей Онтарио (Канада).
Часть скульптуры Сурасундари. X век, период Чандела, Королевский музей Онтарио (Канада).

Впервые образ небесной красавицы появляется при оформлении архитектурных памятников буддизма и джайнизма с II века до нашей эры. Образ символизировал одновременно привлекательность и непостоянство земной красоты. Буддийский поэт Ашвагхоша, живший в I-II веках нашей эры в Северной Индии, описывает историю "Саундарананда" ("О Нанде и Сундари") в преломлении буддистских догм. В её основе лежит сюжет- печаль сводного брата Будды Нанды, разлученного с возлюбленной. Будда убеждает его в том, что избранница так же безобразна в сравнении с небесными апсарами, как обезьяна в сравнении с ней. Затем, когда Нанда желает уже апсару, ученик Будды Ананда наставляет его в том, что удовольствия даже с небесными женщинами является таким же тленом, как и с земными. Нанда усердно предается созерцательной практике и становится архатом.

Раннее изображение Сурасундари. Северо-западная Индия, II век Кушанское царство. Музей азиатских цивилизаций (Сингапур).
Раннее изображение Сурасундари. Северо-западная Индия, II век Кушанское царство. Музей азиатских цивилизаций (Сингапур).

В буддийских и джайнских архитектурных памятниках фигурируют чувственные образы Сурасундари в форме скульптур и барельефов. В Бархуте, Санчи, Бодх-Гае, Матхуре и других местах паломничества изображены чувственные женские фигуры в форме якши, Салабанджики и природных духов. По мере вытеснения буддизма индуизмом образ Сурасундари был унаследован в традиции индуистских храмов. Сурасундари стала неотъемлемой частью архитектуры индийских храмов в начале IX века. В «Шилпа-Пракаша» (Shilpa-Prakasha), тантрическом трактате об архитектуре, датируемом IX веком, заявляется о необходимости украшения храмов образами Сурасундари: "Как дом без жены, как утехи без женщины, так и без Сурасундари, монумент будет малоценным и не принесет плода". В тексте "Кширнарна" (Kshirarnava), датируемом XV веком, утверждается, что Сурасундари должна украшать стены храма, при этом её взгляд должен быть устремлен вниз для того, чтобы она казалась скромной.

Барельеф Сурасундари с попугаем. X век, Раджастан. Национальный музей Индии (Дели).
Барельеф Сурасундари с попугаем. X век, Раджастан. Национальный музей Индии (Дели).

В храмовых скульптурах и барельефах Сурасундари изображается как спутница или служительница богов и богинь. Исходя из типовых образов Сурасундари можно выделить её несколько вариаций.

В некоторых объяснениях Сурасундари приравнивают к танцевальной апсаре, а также к Салабанджике или древесной нимфе.

Сарусандари на стенах храма в Кхаджурахо.
Сарусандари на стенах храма в Кхаджурахо.

Сурасундари воплощает и представляет собой то, считается красивым и привлекательным. Украшение фасадов храмов образами Сурасундари объясняется индологами, в частности доктором философии Хизер Элгуд с кафедры истории искусства и археологии Школы восточных и африканских исследований Университета Лондона, в нескольких значениях. Духовная интерпретация заключается в том, что Сурасундари представляет собой шакти (женскую энергию) и рассматривается как символ процветания и благополучия. В светской интерпретации образ Сурасундари олицетворяет процветание правителя, построившего храм и покровительствовавшего ему.