Каков идеальный возраст для обучения ребенка чтению? Этим вопросом задаются и родители, и исследователи. Мнения разделились.
Исследователи доказали, что дети, которые начинают читать в возрасте 4 лет, учатся не больше, чем их сверстники, которые учатся читать в возрасте 6 или 7 лет. Это означает, что независимо от того, в каком возрасте ребенок начинает читать, его способность к чтению будет относительно одинаковой. Почему относительно? Потому что их навыки чтения находятся на одном уровне, но их понимание находится на разном уровне. В связи с этим возникает вопрос о том, какие дети будут лучше понимать прочитанное. Об этом мы поговорим позже.
Не секрет, что современная молодежь, за редким исключением, предпочитает книги. Интерес детей к чтению катастрофически снизился. На это повлияло внедрение цифровых технологий и компьютеризация. Телевидение предлагает детям готовый образ вместе с содержанием, что снижает развитие детского воображения.
- Напрашивается вывод: чем больше ребенок смотрит телевизор и чем меньше информации он воспринимает на слух, тем больше времени требуется для дальнейшего обучения.
Это означает, что телевидение играет роль тормоза в развитии ребенка. Я даже не говорю о сюжетах современных мультфильмов......
Но телевидение и компьютеризация - не единственные факторы, снижающие интерес ребенка к чтению. Серьезным препятствием в этом отношении являются эксперименты с техникой раннего чтения.
- Чем раньше ребенок приобщается к чтению, тем раньше ему становится скучно.
Физиологически ребенок в раннем детстве не готов обрабатывать информацию "в возрасте зрелости". Когда читают четырехлетним детям, происходит большая умственная перегрузка. Дети напрягаются, учатся, напрягают зрение и ничего не понимают из прочитанного. Имеет ли смысл подвергать ребенка такому напряжению?
Даже не научившись читать, ребенок должен многому научиться до семи лет.
- Самое главное, что должны сделать родители для ребенка в этом возрасте, - это развить его психоэмоциональную сферу и заложить основы нравственности. Этот период должен быть насыщен играми и положительными эмоциями для ребенка.
Кроме того, необходимо мотивировать ребенка к обучению чтению. Именно ребенок хочет научиться читать. Но чтение приносит удовлетворение только в том случае, если оно осмысленно. Это невозможно в возрасте до пяти лет. Отсутствие понимания означает отсутствие мотивации. Если мотивация снижается, ребенок воспринимает эти занятия как неприятную необходимость.
С другой стороны, ребенок понимает смысл рассказа, если его читает вслух взрослый. Это развивает слуховое внимание, воображение и теплые эмоциональные связи, которые необходимы ребенку в этом возрасте.
Когда следует учить ребенка читать? Прежде чем ребенок научится читать, он должен пройти серьезный и интенсивный период подготовки, а его психические процессы - зрение, внимание, слух, память, мышление и язык - должны быть сформированы.
Чтобы научиться бегло читать, внимание должно удерживаться на целой строке или хотя бы на 4-5 словах. Этого не может достичь ребенок в возрасте до 6 лет. Но эту способность необходимо развивать, потому что если не уделять ей внимания в детстве, то во взрослом возрасте становится сложнее развивать просто зрительную память, что отнимает время от семьи, работы и других взрослых забот. А потом эти же взрослые идут на курсы скорочтения, платят деньги, тратят время и учатся тому, чего им не хватало в дошкольном возрасте.
Поэтому, готовя ребенка к обучению чтению, взрослые ставят перед собой главную задачу - развитие психических процессов ребенка и обогащение его словарного запаса. Для успешного развития и тренировки этих процессов существует множество занимательных игр и упражнений. Именно этим и следует заниматься с маленькими детьми в игровой форме. И дети делают это с радостью.
Когда этот подготовительный этап пройден, они с не меньшим желанием успешно осваивают сложную науку чтения. Как только эти процессы налажены, можно смело приступать к обучению чтению. И поверьте, ваш ребенок получит удовольствие от этого занятия, ведь у него было достаточно времени, чтобы многое сделать и многому научиться! Он научился различать звуки в слове, делить слова на слоги, различать мягкие и твердые согласные.
Так чего же вы ждете? Пора начинать учиться читать! Вы не пожалеете, что не научили своих детей читать сразу с пеленок, что сначала учили их ходить, говорить, понимать, а потом читать.