Каков идеальный возраст для обучения ребенка чтению? Этим вопросом задаются как родители, так и ученые. Мнения расходятся.
Ученые доказали, что дети, начавшие читать в возрасте 4 лет, учатся не больше, чем их сверстники, научившиеся читать в 6 или 7 лет. Это означает, что независимо от того, в каком возрасте ребенок начал читать, его успехи в чтении будут относительно одинаковыми. Почему относительно? Потому что их техника чтения находится на одном уровне, а вот понимание - на разном. В связи с этим возникает вопрос о том, у каких детей понимание прочитанного будет лучше. Об этом мы поговорим позже.
Не секрет, что сегодня молодежь, за редким исключением, предпочитает книги. Интерес детей к чтению катастрофически снизился. На это повлияло внедрение цифровых технологий и компьютеризация. Телевидение предлагает детям готовый образ вместе с содержанием, тем самым снижая развитие детского воображения.
- Отсюда вывод: чем больше ребенок смотрит телевизор и чем меньше информации воспринимает на слух, тем больше требуется дополнительного обучения.
Это означает, что телевидение играет определенную роль в торможении развития ребенка. Я даже не говорю о сюжетах современных мультфильмов.....
Однако телевидение и компьютеризация - не единственные факторы, снижающие интерес ребенка к чтению. Серьезным препятствием в этом отношении являются эксперименты с техникой раннего чтения.
- Чем раньше ребенок приобщается к чтению, тем быстрее ему становится скучно.
Физиологически ребенок в раннем детстве не готов обрабатывать информацию "не по возрасту". Когда читают четырехлетним детям, происходит большая умственная перегрузка. Дети напрягаются, занимаются, напрягают зрение и ничего не понимают из прочитанного. Имеет ли смысл подвергать ребенка таким усилиям?
Даже без обучения чтению ребенок должен многому научиться до 7 лет.
- Самое главное, что должны сделать родители для ребенка в этом возрасте, - это развить его психоэмоциональную сферу и заложить основы нравственности. Этот период для ребенка должен быть наполнен играми и положительными эмоциями.
Кроме того, ребенок должен быть мотивирован на обучение чтению. Именно ребенок хочет научиться читать. Но чтение приносит удовлетворение только в том случае, если оно имеет смысл. Это невозможно в возрасте до пяти лет. Нет понимания - нет мотивации. Если мотивация снижается, ребенок воспринимает эти занятия как неприятную необходимость.
С другой стороны, ребенок понимает смысл сказки, если ее читает ему взрослый. Это развивает слуховое внимание, воображение и теплые эмоциональные связи, которые так необходимы ребенку в этом возрасте.
Когда следует учить ребенка читать? Прежде чем научиться читать, ребенок должен пройти серьезный и интенсивный подготовительный период, должны сформироваться его психические процессы - зрение, внимание, слух, память, мышление, язык.
Для того чтобы научиться бегло читать, необходимо удерживать внимание на всей строке или хотя бы на 4-5 словах. Этого не может достичь ребенок в возрасте до 6 лет. Но эту способность необходимо развивать, потому что если не уделять ей внимания в детстве, то во взрослом возрасте человеку будет сложнее развивать только зрительную память, отнимая время от семьи, работы и других взрослых забот. А потом эти же взрослые идут на курсы скорочтения, платят деньги, тратят время и учатся тому, чего не хватало в дошкольном детстве.
Поэтому, готовя ребенка к обучению чтению, взрослые ставят перед собой главную задачу - развитие психических процессов ребенка и обогащение его словарного запаса. Для успешного развития и тренировки этих процессов существует множество занимательных игр и упражнений. Именно это и следует делать с маленькими детьми в игровой форме. И дети делают это с удовольствием.
Когда этот подготовительный этап заканчивается, они с не меньшим желанием успешно осваивают сложную науку чтения. Когда эти процессы сформированы, можно смело приступать к обучению чтению. И поверьте, ребенок получит огромное удовольствие от этого занятия, у него было много времени, чтобы многое сделать и многому научиться! Он научился различать звуки в слове, делить слова на слоги, различать мягкие и твердые согласные.
Так чего же вы ждете? Пора начинать учиться читать! Вы не пожалеете, что не научили своих детей читать прямо с пеленок, что сначала учились ходить, говорить, понимать и только потом читать.