Найти тему

Неприметный герой.

Карп вышел во двор с полотенцем на плече, вдохнул свежий воздух и потянулся. Эх, как хорошо дома! На родном хуторе, который со всех сторон окружает зеленый лес!

- Дядя Карп,- подошла к нему племянница, дочка старшего брата Арсения.-У нас классный час завтра. А ты бы не мог прийти и рассказать про свои школьные годы? За какой поступок о тебе написали в газете?

- Катюха, да разве я какая-то знаменитость? Ведь есть в деревне люди, вернувшиеся с войны с орденами и медалями?

- Да всех уже по несколько раз приглашали. Их рассказы все почти наизусть знают,- умоляюще посмотрела на него племянница.- Ну, пожалуйста.

- Ладно, не расстраивайся, приду. С меня не убудет,- улыбнулся дядя и щелкнул ее по носу.

1. Человек с рыбьим именем.

- Эй, рыба! Человек с рыбьим именем! Ну-ка глянь сюда!- мальчишки дергали его и не оставляли в покое.

- А почему у тебя глаза не выпуклые? У рыб ведь они выпученные? Чего ты молчишь? Ах да, ты ведь у нас рыба.

- А давайте его в реку бросим, там ему будет лучше, поплавает в своей стихии, чем будет скучать тут с нами в классе.

- А ты чего такой светлый? Разве карпы бывают белыми? Или у вас на хуторе все такие?-потешались над молчаливым Карпом его одноклассники.

Белобрысый мальчишка только улыбался. Он был спокойным и безобидным. А одноклассники пользовались этим и дергали его со всех сторон.

За лето все мальчишки вытянулись, окрепли. Появился темный пушок над верхней губой, голоса огрубели. Они стали тайком поглядывать в сторону некоторых одноклассниц-скороспелок.

Среди ребят только Карп совершенно не изменился, был таким же худеньким и невысоким, что стало поводом для постоянных насмешек. Это даже были не насмешки, а желание выделиться, лишний раз обратить на себя внимание смущающихся одноклассниц.

- Хорош уже. Прекратите глумиться над человеком,- строго сказала староста класса Нюра.

Прозвенел звонок, и все расселись по своим местам.

- А ты чего молчишь? Воды в рот набрал? Позволишь им насмехаться над собой, залезут тебе на шею и не слезут,- прошипела она Карпу, сидевшему за партой позади нее.

2. Мина.

Как-то раз, на перемене, Карп пошел с мальчишками за школу. Одноклассники стали немного покуривать, сворачивая самокрутки с махоркой, которую таскали у отца или старшего брата. Не желая отставать от них, он тоже решил попробовать.
Внимание привлекла группа малышей, которая, собравшись в кружок, что-то рассматривала. Заинтересовавшись, Карп подошел поближе и увидел в руках пятилетнего мальчика револьвер.
- Ты где его взял?- спросил он малыша. Тот сначала спрятал оружие за спину, потом, увидев добродушную улыбку на лице Карпа, сказал, что у них в сарае есть припрятанное его братом оружие. Карп велел ему отнести револьвер домой и положить на место, а то брат рассердится на него. И тут мальчишка похвастался, что он сам тоже нашел большую железную булаву и спрятал под своей кроватью.
Карп насторожился.
- А ты можешь мне показать, что это за булава?- спросил он.
- А зачем она тебе? Это я ее нашел. Она моя,- мальчишка обиженно надул губы.

- А где ты ее нашел?

- Гуси на поляне разбрелись, и мы с Юркой пошли их пригнать домой. Немного мяч погоняли. Он отлетел далеко в кусты. Я пробрался туда и увидел там булаву. Она торчала из земли. Я тихонечко принес ее домой. Вытер тряпочкой и спрятал.

- Ты не думай, что я хочу отобрать ее у тебя. Я просто посмотрю на нее и все. Покажешь?

- Да. Покажу. Я своим друзьям тоже обещал показать. Пошли и ты с нами,- улыбнулся ему мальчишка.
- Хорошо, только давай сначала я один посмотрю, а потом пойду на уроки, а ты покажешь своим друзьям.
Тот согласился.
- Дома есть кто?
- Нет. Мамка с папкой на работе, а брат с сестрой в школе, на уроках.
Во двор ребятишек Карп не пустил. Велел им стоять подальше от калитки. Подробно расспросил, под какой кроватью находится эта булава и вошел в дом.
Позже он вспоминал свою беспечность и думал о том, что могло бы произойти с ним самим в эти минуты, если бы случилось непоправимое. Но сейчас он только хотел убедиться, что там лежит то, о чем он подумал. Так и есть. Мина. Как она не взорвалась в руках мальчишки, пока он ее нес, это просто чудо.

Осторожно прикрыв дверь, Карп тихонько вышел.
Выйдя на улицу, он отвел детей подальше от дома и самому старшему из них велел бежать скорее в сельсовет, дом, над которым висит красный флаг, и передать несколько слов:" Вызывайте саперов. В доме мина".
К счастью, сельсовет находился недалеко и через короткое время прибежали секретарь сельсовета и еще какие-то люди. Потом подъехал на мотоцикле участковый милиционер. Понемногу стали собираться любопытные. Дом оцепили и стали ждать саперов.

Вскоре закончились уроки, и школьники пошли домой. Толпа, собравшаяся рядом с домом, где находилась мина, стала увеличиваться.

- Эй, рыбья голова, сбежал с урока? Ну и попадет тебе от Марии Васильевны,- стали опять насмехаться одноклассники.

Нюра принесла Карпу портфель.

- Ты где был? Что случилось?

Она знала, что без серьезной причины Карп не пропустит уроков. Забрав у нее портфель, Карп вкратце рассказал ей обо всем. Она с восхищением посмотрела на него.

Участковый подозвал Карпа и расспросил, где находится мина и как она выглядит. Мальчик все рассказал.

Подошли брат и сестра Васи, мальчишки, принесшего в дом мину. Увидев их, он расплакался и протянул брату револьвер, спрятанный им под рубашкой.

Приехавшие вскоре саперы тоже расспросили Карпа подробно о том, как выглядит мина, где она лежит. Затем они оцепили ближайшие несколько домов и вывели всех жильцов. Мину осторожно вынесли из дома, на специальном приспособлении отнесли на поле за деревню и там взорвали. Потом проверили место, где была найдена мина, на возможность нахождения еще боеприпасов, но ничего не нашли. Уезжая, саперы поблагодарили Карпа за бдительность, и пожали ему руку.

На следующий день на урок пришел директор школы. Он похвалил Карпа и объявил ему благодарность от лица всей школы.

Через день приехал корреспондент районной газеты. Он долго разговаривал с мальчиком, расспрашивал о его жизни, об учебе, поговорил с его классным руководителем. На следующей неделе в газете появилась статья под названием "Неприметный герой", где крупным планом была напечатана фотография Карпа.

Так за несколько дней мальчик стал знаменитым.

После этого случая одноклассники перестали насмехаться над Карпом и относились к нему с уважением.

3. Участковый

В один из летних дней на хуторе появился на своем мотоцикле участковый. Увидев идущую с ведром к колодцу Валю, девочку четырнадцати лет, он подозвал ее к себе и стал вести с ней беседу. Как поживают ее родители? Как здоровье деда? Чем занимается она на каникулах, как проводит свое свободное время, с кем дружит? По интонации девочки он догадался, кто из перечисленных мальчиков нравится ей.

- Так, значит, Вова тебе нравится больше, чем другие твои друзья?

- С чего вы это взяли, дядя Глеб?- смутилась Валя и покраснела до корней волос.

-2

- Скажи мне, Валюша, а если бы твоему Вове оторвало руку или ногу, он бы и дальше тебе нравился или безногий уже перестал нравиться ? И кому бы дальше он был нужен?

- Что вы такое говорите?

Валя растерялась, она не знала, к чему он клонит. На ее глазах навернулись слезы.

- Я ведь тебе, девочка, не страшилки приехал рассказывать. Я очень хорошо знаю, что у каждого дома есть спрятанное оружие, найденное в лесу. И оно не просто так лежит. Мальчишки ходят с ним в лес, там на поляне стреляют по банкам, по деревьям. А если подстрелят нечаянно кого? Ранят или, не дай бог, убьют? Что тогда? Так вот. Через два дня я приеду со спецгруппой из района. Тебе комсомольское задание. Поговори со своими друзьями. Пусть добровольно сдадут все оружие, которое они припрятали. Если не согласятся, проведем подворный обход и обыск во всех домах, сараях и погребах. И я уверен, что мы найдем там не только оружие, но и много чего интересного, особенно самогонные аппараты. А ты знаешь, что потом устроит дед Евсей твоему Вовке? Или отец и дед Митрий Саньке? Они потом долго не то что лечь, но и сесть не смогут. Про твоего деда уже не говорю.

Вот таким образом, морально надавив на девочку, участковый приехал в назначенный срок и забрал все оружие, которое сдали подростки от безысходности.

4. Урок мужества.

- Моего деда звали Карпом. Он был командиром небольшого партизанского отряда, куда ушли некоторые жители хутора и нашей деревни, и еще двух ближайших деревень. Позже этот отряд слился с другими отрядами и образовалось более мощное партизанское соединение.

Был мой дед бесстрашным человеком. К сожалению, до великого Дня Победы он не дожил, погиб в январе 1945 года. Его именем меня и назвали. Я всегда мечтал стать таким же смелым и бесстрашным, как он.

После окончания войны, в тех районах, где когда-то шли бои, сохранилось очень много оружия и боеприпасов. Мальчишки собирались группами по несколько человек и ходили по лесу в поисках военных трофеев. Они находили автоматы, винтовки, револьверы. Найденное чистили и припрятывали в сараях или подвалах. Почти у каждого подростка был спрятан дома целый арсенал огнестрельного оружия.

Однажды, блуждая по лесу, наткнулись на заброшенную землянку. Открыв с трудом дверь, вошли внутрь и увидели деревянные нары. Посередине стояла печка-буржуйка, а на ней закопченный чайник. На небольшом деревянном столике, сколоченном из досок, было несколько алюминиевых кружек. Еще в землянке они нашли патефон и несколько виниловых пластинок с песнями Клавдии Шульженко.

Ребята навели порядок в землянке и иногда собирались там после очередного совершенного похода. Включив патефон, под песню «Синий платочек» рассматривали свои находки, чистили их от грязи.

Сам Карп жил на большом хуторе, где школа была только начальная. После ее окончания ходили в среднюю школу в деревню через лес. Это где-то километров пять. Ходили собравшись все вместе. Если кто-то задерживался после уроков, то возвращался домой один. Иногда бывало и такое.

Карп рассказал, что однажды не сделал домашнее задание по черчению. А урок вела учительница, которая преподавала им еще и математику. Она была очень строгой, и Карп ее побаивался. Черчение ему нравилось, но задание выполнить он забыл. Собравшись, словно идет в школу, он пошел в землянку, чтобы там переждать время. Это было ранней весной. Кругом еще лежал снег. Чтобы согреться, мальчик решил затопить печь. Дрова отсырели и не загорались. Землянка наполнилась дымом. Карп стал кашлять, глаза слезились. Кое-как переждав время, он вернулся домой.

Почувствовав от него запах дыма, мать спросила:

- А чего, сынок, от тебя дымом пахнет?

- Да печь в классе дымила, дрова, наверное, отсырели. Я близко подошел, вот весь и пропах.

- А дед Семен, сторож ваш, он не видел, что дрова сырые, когда брался печь топить?

- Наверное, не заметил,- отвертелся мальчик.

В десятый класс Карп пришел возмужавшим и вытянувшимся. Он был на голову выше и крепче всех своих остальных одноклассников, повзрослевших рано.

После окончания школы он поступил в военное училище и уехал из своего хутора.

На военном параде, посвященном 50-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне, сельчане увидели Карпа по телевизору в колонне десантников, идущих по Красной площади.

-3

Классный час подошел к концу. Карп не успел ответить на все вопросы учеников и стоял еще на перемене в их окружении. Затем учащиеся, взяв портфели, вышли из класса.

- Дядя Карп, я подожду тебя на улице,- сказала Катя и пошла догонять подруг во двор школы.

- Хорошо,- ответил племяннице Карп и подошел к ее классной руководительнице, Анне Федоровне.

- Не ожидала меня видеть?-спросил он смутившуюся одноклассницу.

- Тебе очень идет военная форма,- сказала Анна Карпу.- Я не знала, что ты приехал. Когда Катя сказала, что пригласила тебя на классный час, я даже не поверила своим ушам.

- Спонтанно все получилось. Я не думал, что смогу приехать сейчас. Ты, наверное, не только ушам, но и глазам не поверила?- улыбнулся Карп.

- Ты о чем?- удивленно переспросила Анна.

- Я о красном платке, который завязал на ствол березы. Я прождал тебя два часа.

- Ты серьезно? Прости, Карпуша, совсем о березе забыла. Вот сегодня я бы о ней вспомнила, зная, что ты приехал.

-4

Как-то после окончания школы, Карп, приехав на летние каникулы, собрался на мотоцикле в деревню, якобы, по делам. Несколько раз он проехал по улице, где жила Нюра, но так ее и не встретил. Тогда, набравшись смелости, он пришел прямо к ней домой. Побыл у нее немного, пообщался с ее отцом. А когда собрался уходить, девушка вышла проводить его. И, прощаясь с ней недалеко от калитки, он предложил ей встретиться. Она согласилась.

На первой же встрече Карп показал Нюре место на берегу реки, где они могли видеться вдали от любопытных глаз. С этого дня они стали встречаться в этом уединенном месте, о котором знали только они вдвоем. Там же Карп признался Нюре в своих чувствах. Она ответила взаимностью. Договорились, что в день встречи Карп будет завязывать красный платок на ствол одной из берез, стоявших на пригорке. Эти березы были хорошо видны из окна комнаты Нюры. Увидев платок, она будет знать, что сегодня ее ждет возлюбленный на свидание.

- Тогда вечером я тебя жду. Как обычно.

- Хорошо, я приду,- улыбнулась Карпу Анна.

Они вышли вместе из класса и в коридоре разошлись в разные стороны, чтобы позже встретиться и связать свою судьбу на долгие и счастливые годы.