Сегодня бумажные дневники стали наполнять сеть, создавая интереснейшие базы данных. Мы можем наблюдать один день глазами людей разных сословий, изучать язык эпохи или окунуться в личную историю. При этом записи школьницы не менее значимы, чем дневник Великого князя или известного писателя - вспомним хотя бы Таню Савичеву.
Проект «Прожито», возникший в 2015 году, задался целью собрать дневники на русском, украинском и белорусских языках - все, которые только возможно. От изданных и хранящихся в госархивах до семейных, передаваемых по наследству. Идея возникла у историка Михаила Мельниченко, когда он занимался исследованием советских политических анекдотов по разным текстам, в том числе и по дневниковым.
Сначала проект существовал как волонтерская инициатива, затем появился Центр «Прожито» при Европейском университете в Санкт-Петербурге.
В его работе приняло участие более тысячи человек. Аннотировано более 6 000 авторов, на сайт загружено 2000 дневников. Общий объем корпуса - более полумиллиона подневных записей XVIII-XX веков.
Это впечатляющая работа показывает, как нужны людям свидетельства времени не только от историков, но от обывателей с их эмоциями и рассуждениями. Давайте сами попробуем стать исследователями с помощью «Прожито»: зададим в поиске слово «масленица» и посмотрим, как отмечали это события в разные годы в России. Поиск выдает 652 дневниковых записи, из которых мы постараемся выбрать наиболее характерные для своего времени.
«28 февраля 1774 год. Наблюдая порядок московской масленицы, катался;
Однако, с знакомыми и незнакомыми увидевшись, я цаловался.
По обычаю старому будто при том так надлежит молвить:
„Прости“ сказавши; — всякому надо то исполнить»
Васильев, 37 лет, поручик Нарвского Карабинерного полка.
«2 марта 1809. Начался русский пост. На этой неделе православные развлекались и веселились. Они наносили друг другу визиты, что особенно распространено среди представителей среднего класса. Главное удовольствие состоит в бесконечных разъездах. Всё делается для того, чтобы за эту неделю наесться досыта всем, что запрещено в пост, чтобы как-нибудь сохранить дородность в течение долгих семи недель страданий от голода. Во время поста нельзя и помыслить о каких-либо удовольствиях, поэтому в воскресение будет последний маскарад. Эта неделя радости называется maslitsa [масленица]».
Аделаида Элеонора София Хаусвольф, шведская пленница в ходе русско-шведской войны 1808-1809 г.
«21 февраля, 1859 г. ... в 3 часа я уехал с тестем под Новинское, катающихся было множество, погода всю масленицу ясная морозная, там поразительна молодёжь из нашего сословия, фу ты, какая красивая, галантерейная стала она у нас, в былое время наше, было редко встретить молодого человека из нашего сословия, вполне одетого со вкусом по моде, и не уступающего по наружности какому-нибудь графу, а теперь сплошь даже и рядом все графчики».
Медведев Петр Васильевич, московский купец 3-й гильдии, выходец из крестьянской среды.
«28 февраля 1910 г. Здоровье Льва Николаевича сегодня немного лучше. После завтрака он ездил в санях кататься, а это служит хорошим признаком. <...> Масленица отражается и в получаемых Львом Николаевичем письмах. Сегодня один корреспондент пишет: «Поздравляю Вас широкой масленицей и желаю Вам в веселом настроение и полном добром здоровие. Покушать горяченьких блинков, и рыбке на полные здоровия».
Валентин Булгаков, последователь и последний секретарь Л.Н. Толстого.
«14 февраля 1915. Прощеное воскресение. Масленица прошла очень тихо: водки нет, да и гулять почти некому, всех побрали в солдаты и на войну. Два набора на одном году. С войны известий очень утешительных все нет».
Стефан Смирнов, протоиерей, священник единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода.
«17 февраля 1917. От Коли письмо от 1-го февраля. Завтра начнется Масленица. А ничего нет. Едва добыли молока. Мяса – один раз совсем... Мне то, лично, все равно, не чем. Но прочим? «Широкая масленица». Москва – темна, фонарей не зажигают. Разумеется, жулики грабят в темноте...»
Тихомиров Лев Александрович, народоволец, общественный деятель.
«25 февраля 1933. По-старому сегодня Масленица. Я помню те дореволюционные годы, Масленица справлялась исключительным разгульным пьяным праздником. Целую неделю вино лилось рекой, пили, гуляли, объедались, катались на роскошных тройках по селу. Давили друг друга. <...> Редко когда масленица проходила без человеческих жертв… Но революция положила конец этому навсегда! Сегодняшний день обычный, рабочий. Только можно слышать от стариков воспоминания. Современная молодежь о Масленице ничего не знает. И молодец же в этом деле советская власть!..»
Измайлов Константин Федорович, столяр и стекольщик, волостной организатор Смоленской ячейки комсомола.
«Февраль 1942 года. До леса 4 км. Деревня потеряла 4 коровы, 12 лучших коней, около 80 свиней, 32 овцы, кур без счета и одного человека. А сколько погибло на фронте? Теперь только деревня поняла и почувствовала тяжесть немецкой руки. А еще ведь все впереди… Советские самолеты делают налеты на Могилев и Оршу. Начали «ремесленничать». Потеплело с 20.02. Отметили Масленицу. Отелилась корова. 25.02 приехал карательный отряд. Собрали вечеринку. Гуляли до 2х часов, развесили приказы, собрал себе на память».
Леонид Николаевич Ржендзинский, школьный учитель. Во время ведения дневника - 13-летний подросток, свидетель оккупации.
«14 февраля 1958 г. ...С 15 февраля официально возрожден праздник Масленицы, который именуется праздником русской Зимы. У организаторов и вдохновителей его не нашлось смелости назвать вещь собственным именем. И вот старая Масленица именуется праздником русской зимы, который будет праздноваться 10 дней. В Лужниках намечается грандиозное гулянье с разными сногсшибательными аттракционами, в духе «старинной русской удали», как возвещают газеты».
Вронский Борис Иванович, геолог, специалист в области метеоритики, исследователь феномена Тунгусского метеорита.
«14 марта 1992. На прошлой неделе на митинге оппозиции у памятника Пушкину в Москве пытались, как и положено на Масленицу, сжечь чучело Бориса Николаевича Ельцина, но милиция помешала этому, организаторы митинга вместе с чучелом были доставлены в отделение милиции. А сейчас, после Прощеного воскресенья, первая неделя Великого поста и новости соответствующие. Введены в оборот банковские билеты достоинством в 1 000 рублей. В Чечне принята Конституция, согласно которой республика объявлена «самостоятельным суверенным государством».
Коняев Николай Михайлович, писатель, председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга.
«28 февраля 2006. Я еду в Москву скорым поездом № 55. Хорошая примета: в соседнем купе едет толстый священник, в подряснике, с бородищей. От него как-то неприятно пахнет. Значит, поездка будет удачной! Москва в этот год широко отмечает Масленицу. По-русски, с гуляньями на Васильевском спуске Красной площади, с блинами, играми и конкурсами. Я поселился в гостинице «Турист», в одноместном обшарпанном номере со стареньким телевизором Nokia, за 1860 руб. в сутки. Это ужасно дорого!»
Андрей Евтушенко, культуролог, путешественник.
Неправда ли, довольно ярко через описание масленицы разными людьми рассказано об эпохе в целых двести лет?
Последняя запись на сайте заканчивается 2012 годом. Чтобы окунуться в последующее десятилетие, надо пройтись по социальным сетям - ведь дневниковый жанр не исчез совсем, а переместился туда. И, хотя зачастую лишился интимности, все же остается важным инструментом для историков. Поэтому когда-нибудь (мы в это верим) пойдет и обратный процесс: виртуальные дневники начнут превращаться в бумажные и займут свои достойные места на полках в архивах.
Источники:
Васильев, поручик Нарвского Карабинерного полка. Издано: Дневник поручика Васильева (1774-1777 гг.)//С предисл. Е. Щепкиной. Санкт-Петербург, тип. Имп. Акад. наук, 1899.
Аделаида Элеонора София Хаусвольф. Шведская пленница в ходе русско-шведской войны 1808-1809 г. Дневник хранится в Королевской библиотеке Стокгольма. На русском издавался в различных переводах.
Медведев Петр Васильевич, московский купец 3-й гильдии, выходец из крестьянской среды. Дневник хранится в ЦГА Москвы.
Валентин Булгаков, последователь и последний секретарь Л.Н. Толстого. Дневники хранятся в РГАЛИ, а таже неоднократно издавались.
Стефан Смирнов, протоиерей, священник единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода. Издано: Смирнов С. Записки сельского священника. М.: Линия График, 2008. 348 с.
Тихомиров Лев Александрович, народоволец, общественный деятель. Дневники хранятся в ГА РФ, а также издавались.
Измайлов Константин Федорович, столяр и стекольщик, волостной организатор Смоленской ячейки комсомола. Первопубликация на сайте «Прожито».
Леонид Николаевич Ржендзинский, школьный учитель. Во время ведения дневника - 13-летний подросток, свидетель оккупации. Издано: «Ежедневно, прячась на чердаке или в поле, он писал о том, что видел своими глазами» : дневники Леонида Ржендинского / Н. С. Ермакова // Могилевский поисковый вестник / редактор-составитель Н. С. Борисенко. — Могилев, 2011.
Вронский Борис Иванович, геолог, специалист в области метеоритики, исследователь феномена Тунгусского метеорита, писатель и поэт. Дневники хранятся в семейном архиве.
Коняев Николай Михайлович, писатель, председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга. Издание: Коняев Н. М. Застигнутые ночью: дневник человека времен перестройки // Север. - Петрозаводск, 2011.
Андрей Евтушенко, культуролог, путешественник. Издано: Евтушенко А.Г. Дневники (1991-2013). Письма (1985-2005). - Литературные опыты (1985-2006). М.: Культурный фонд «200 лет Николаю Гоголю», 2014.
Еще больше материалов из рубрики "Практики памяти" на нашем сайте памятьбесконечна.рф