Найти тему
Пахомов Петр

Мариуполь, два варианта происхождения названия

священномученик Харалампий 9Азбука веры)
священномученик Харалампий 9Азбука веры)
святитель Игнатий Мариупольский
святитель Игнатий Мариупольский

Совсем недавно мы обнаружили в святцах имя святителя Игнатия Мариупольского (+1786). Память его совершается 6/16 февраля. В 1778 году, когда город ещё не был заселен греками и носил название Павловск в честь наследника русского престола Павла Петровича, азовский губернатор Василий Алексеевич Чертков решил украсить город красивой церковью и посвятить её Марии Магдалине, небесной покровительнице цесаревны Марии Феодоровны (супруги будущего Императора Павла I). После переселения из Крыма греков, Павловск был переименован в Мариуполь, а новый храм с уже возведенными стенами передали заботе греческого общества.

История появления "греческого общества" такова: "23 апреля (6 мая н. ст.) 1778 года, в день памяти святого великомученика и победоносца Георгия, в пещерной церкви Свято-Успенского скита владыка Игнатий призвал греков начать подготовку к исходу из Крыма, находившегося тогда под властью турок. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев. В июне, оставив свои дома и могилы предков, с великой святыней - иконой Божией Матери "Одигидрия", находившейся в Бахчисарайском Успенском монастыре - они вышли в путь.

Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной - Владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинули пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиги и мужество императрица Екатерина наградила святителя высокой наградой - бриллиантовой панагией. Благодаря молитвам архипастыря, беженцы во время странствования преодолевали и трудности, и страшные болезни.

. На русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь". . Такую информацию дает "беспристрастная" Википедия. Святитель уже и город заложил, который вроде бы уже был в виде Павловска.

Одна версия, как мне кажется более правдоподобная, связывает название Мариуполь с именем Марии Федоровны, второй жены императора Павла I и матери Николая I. Здесь стоит уточнить, что населенные пункты назывались не в честь самих высокопоставленных особ, а по имени того святого, в честь которого назвали человека. Из аргументов против версии — Павел I станет императором только в 1797 году. Такая трактовка названия впервые упоминается в 1816 году, причём в прошении мариупольских купцов к будущему императору Николаю I. Поскольку Мария Фёдоровна была его матерью, есть предположение что это стало своего рода хитростью авторов прошения. В пользу такой версии говорит, что Мария Федоровна получила свое имя в 1776 году. 14 (25) сентября 1776 принцесса перешла в Православие и получила имя Марии Феодоровны. На следующий день, 15 (26) сентября 1776 состоялось её обручение, при котором она получила титулы Великой Княжны и Императорского высочества. 26 сентября (7 октября) 1776 в церкви Зимнего дворца состоялось венчание. Другая версия связывает название с названием населённого пункта в Крыму, где ранее проживали переселившиеся греки. Речь идет о ключевом месте для их общины в Бахчисарае (ущелье Мариам-дере). Не верится, что название города могли бы дать по желанию спасенного архиерея. Тем более в житии заметны явные преувеличения. По житию владыка Игнатий вывел 30 тыс. В более ранней статье, в справочнике митрополита Мануила, основанной на документах, владыка вывел 20 тысяч. Вероятнее всего, он был рад высочайшей милости, позволившей ему стать российским архиереем, и вывести под военным прикрытиям столько греков. Возможно, это была общая благодарность Божией Матери, вероятнее, чем память об ущелье. Во время немецкой оккупации были обретены мощи святителя. В ноябре 1997 года из Портовской Церкви их торжественно перенесли в Свято - Никольский кафедральный собор.

В 1998 году святитель Игнатий был причислен к лику святых Украинской Православной Церкви.

30 ноября 2017 года Определением Освященного Архиерейского Собора имя святителя Игнатия было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Тут надо сделать небольшое отступление об отличии украинского и московского православия. Каждый клирик в Москве знал, что на Украине достаточно легко раздавали награды. Стать митрофорным при некоторых усилиях было довольно нетрудно. Кандидаты богословия Киевской Духовной Академии не всегда отвечали московскому уровню. Не хочу унизить украинцев, но такое мнение бытовало в Московии. Канонизации святых осуществлялись довольно легко. Но, в случае святителя Игнатия канонизация была подтверждена в России. Митрополит Мануил (Лемешевский) в книге Русские православные иерархи", дает самые положительные характеристики митрополиту Готфейскому или Кефайскому Игнатию (Гозадинову или Хозадинову). В 1779 греки числом 20.000 (!) приняли русское подданство, кафедра размещалась в Мариуполе, переименованном Павловске. Вряд ли Павловску ( в честь императора) можно было бы дать название какого-то ущелья в Крыму. Тем более, что митрополит возглавил греческую общину не только из какого-то местечка в Крыму, но и всех греков приазовья. Можно только воздать хвалу митрополиту, имевшему смелость оставить Константинопольский патриархат, распространявший свою деятельность на значительной территории в Османской империи, и перейти в Русскую Православную Церковь. Безусловно достойнейший архиерей. Любопытно, что советские энциклопедии отсылают к статье Жданов, и полностью игнорируют историю возникновения города. Возможна третия и, как мне кажется, достоверная версия. Император (скорее всего императрицы Екатерина II) переименовал город Павловск в Мариуполь, чтобы прославить святую покровительницу императрицы Марии Феодоровны, и грекам это название пришлось по нутру: во-первых потому, что "поль", а во-вторых у многих возбудило воспоминания о названии каких-то родных мест. Тут, надо заметить, что, скорее всего, греки, желая прославить Богородицу, так и назвали бы город, и вышло что-то вроде Теотокуполь.

Зачем, спрашивается, так скрупулезно изучать происхождения этого названия? Безусловно, большую роль в его образовании и жизни сыграл достойнейший митрополит Игнатий. "Его характеризовали как мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему поведению и душевному расположению, монаха с юности целомудренного (прим. - начало монашеской жизни он положил на Афоне), бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивому, обладающего достаточной деловитостью и опытностью в ведении церковных дел"(словарь митрополита Мануила). Можно подумать: "Ну и ладно, к чему эти версии?" Но, странно, для православного христианина не интересоваться в честь кого заложен город? Богородицы или святой равноапостольной Марии Магдалины. Во-вторых, этот русский город стал, городом-мучеником, и важно в каком виде он восстанет из пепла. Какой-то источник, несомненно константинопольско-украинский, предлагает нам вариант греческого города со своим названием, русский - город, созданный усилиями российской верховной власти, который был фактически передан православным грекам (кстати, как замечает митрополит Мануил "по большей части торговцам") Приазовья и Таврии, и это совсем другая история. Поэтому, мне кажется, важно это обсудить на руинах современного Мариуполя. И история города требует более углубленного изучения. Но, замечу, что современная идеология украинства не сможет принять такого подарка от российских императоров.

Но, все-таки необходимо сообщить, что в одной из статей Википедии, касающейся истории основания города я прочел версию, с которой я согласен на 100%: "24 марта 1780 года по настоянию митрополита Игнатия город окончательно переименован в Мариуполь (псевдогреческое название с элементом «-поль», то есть город, «город Марии»), в честь Марии Федоровны, жены наследника царского престола, будущего императора Павла I, хотя название города первоначально предложили не греки, а русские (так назывался город, основанный губернатором В. А. Чертковым на реке Волчья — современный Павлоград), а этноним Мариам (Майрем), существовавший в предместье Бахчисарая (именно в Мариаме находились святая икона Одигитрия) не имеет к основанию города Павловска (1777 год) и Мариуполя (1778 год) никакого отношения, так как переселенцы здесь появились только летом 1780 года".

А константинопольско-украинский вариант уже перекочевал в виде жития на хороший ресурс "Азбука веры": На русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь.

Здесь основал он новую кафедру как правящий архиерей под омофором Русской Православной Церкви. Город строился в честь Царицы Небесной - их Покровительницы в пути следования и дальнейшей жизни на новом месте".

И в конце любопытный факт. Сегодня, 10/23 февраля, Православная Церковь празднует день священномученика Харалампия, который был своего рода покровителем святителя Игнатия. "...Когда настигла их в пути неизвестная страшная эпидемия, он (святитель) молился священномученику Харалампию, который перед этим ему явился в видении".

И.... "16 февраля 1786 года после двухнедельной болезни Владыка отошел к Господу. Похоронен он был сидячим в кресле (по греческому обычаю) в первом мариупольском храме - в соборе святого Харлампия, позднее называвшимся Екатерининской (греческой) церковью. Над местом захоронения был установлен балдахин".