Еще совсем недавно вряд ли кто мог переплюнуть успех бразильских сериалов, которые вполне заслуженно называли «мыльными операми». Что может быть неразумней и «увлекательней», чем в течение года наблюдать, как герои какого-нибудь там «Секрета тропиканки», «Во имя любви» или «Семейных уз» переливают из пустого в порожнее, выясняют подробности тайны рождения детей Элены и Эдуарды, жалеют Тони Лунатика, одиноко бредущего по пляжу, а диалог из пяти предложений растягивают на три серии. Просто мазохизм в чистом виде.
Сейчас мир охвачен новой страстью –сериалами турецкими. Их популярность столь высока, а имя Серкана Болата столь часто упоминается во всех точках земного шара, что впору говорить о феномене.
Обсудить со мной неземную красоту (согласно авторитетным источникам всех социальных сетей) Серкана Болата со мной, увы, не получится. Лишь примерно представляю, как он выглядит и ни одного сериала с ним не смотрела.
Я вообще из турецкого видела только три истории – «Королек - птичка певчая» 1986 года, «Великолепный век» и «Курт Сеит и Александра». Первый смотрела в юности, впечатлилась страшно, переживала ужасно, кажется, даже плакала. Решила пересмотреть лет 5 назад. Было даже смешно от этой наивности и наигранности, честное слово. С тех пор турецкое сериальное производство шагнуло далеко вперед.
Далее, конечно, были скандалы, интриги, расследования в гареме Сулеймана и его наложницы Александры-Роксоланы, будущей Хюррем-султан и самой могущественной женщины Османской империи. Первые пару сезонов признаться, на одном дыхании. Подкупало то, что все-таки есть отсылка к реальным событиям. Дальше турецкая санта-барбара затянулась, я устала смотреть на эти женские разборки за внимание султана и бросила. Там потом еще и героиню, игравшую Хюррем, сменили, что и вовсе поставило для меня крест на такой увлекательной в начале истории.
И вот именно по «Великолепному веку» я поняла, что привлекает в турецких сериалах зрителя.
- Визуал в первую очередь
Это всегда – очень красивые съемки и природы, и персонажей. Каждое платье каждой наложницы или евнуха, или кого угодно из гарема можно рассматривать минут по пятнадцать. Прически, украшения, обувь, аксессуары на туалетном столике, инкрустация шкатулки, обилие блюд и напитков с красивыми названиями и не менее красивыми, и аппетитными на вид, интерьеры дворца, бахрома на подушке и все такое прочее. Кто смотрел, тот понимает, почему век великолепный. И становится совершенно неважным тот факт, что никаких декольте в гаремах XVI века не было. Эффект произведен, давайте следующую серию, да побыстрее.
- Факт второй – возможность заглянуть в совершенно другой мир
В бразильских сериалах нам обычно показывали современные реалии. В турецких часто можно наблюдать целый культурный пласт с вековыми обычаями и традициями, а это действительно интересно.
- Факт последний, стандартный – любовь-морковь
Все на таких высоких чувственных нотах, ходят как по лезвию, рискуют, страдают, сгорают от страсти, предают и продают душу. Ну вы поняли.
И вот теперь давайте перейдем к третьему турецкому сериалу, который я посмотрела, причем полностью. К счастью, он не идет год. Считаю это первым плюсом. Плюс второй – вдохновившись историей великой любви, которая произошла на самом деле, я решила прочитать книгу, которая лежит в основе сериала. Но тут меня ждало разочарование. Причем абсолютное.
Роман «Курт Сеит и Шура» написала Нермин Безмен, внучка крымского татарина Курта Сеита, эмигрировавшего из Крыма в Турцию после революции 1917 года, на основе воспоминаний баронессы Валентины Клодт фон Юргенсбург, старшей сестры главной героини романа, Александры.
…И более скучную и сухую историю любви придумать сложно. Перевод такой или автор не очень, или и то, и другое. Одним словом, прочитай я книгу ДО, никакой сериал и не подумала бы смотреть.
А сериал, при всей своей приукрашенности, псевдоисторичности и нелогичности, чем так грешат все турецкие сериалы, мне на удивление понравился. Конечно, тут тоже есть жутко меня раздражающий фактор в виде невозможности просто сесть и просто поговорить друг с другом, но не будь этого, сериального жанра не было бы вовсе и обсуждать было бы нечего. А обсудить -то хочется.
🎬Курт Сеит и Александра (2014)
Kurt Seyit ve Şura
Так вот, друзья. Поговаривают, что Кыванч Татлытуг, воплотивший кинообраз Курта Сеита – популярен ничуть не меньше этого вашего Серкана Болата. Более того, поклонницы Кыванча называют его турецким Брэдом Питт. Оцените масштаб.
Итак, основано на реальных событиях, как мы уже выяснили.
Поручик Курт Сеит Эминов, родившийся в семье состоятельного крымскотатарского землевладельца и воспитанный согласно национальным традициям, был офицером армии Российской империи. Отец Курта логично мечтал женить сына на мусульманке из хорошей семьи. Молодой и горячий Курт, любимец и любитель женщин, жениться не спешил. Он успешен на военной службе и с радостью посещает все светские мероприятия, на одном из которых знакомится в русской девушкой, юной аристократкой Александрой Юлиановной Верженской. На момент встречи, в 1914 году, ей было всего 16 лет.
И я, например, никак не ожидала увидеть в кадре Россию и Санкт-Петербург. А, оказывается, Петербурга здесь много, потому что съемки проходили не просто в исторических местах, в которых без труда можно узнать и Дворцовую набережную, и Петропавловскую крепость, и Исаакиевский собор, и Храм Спаса на Крови, а еще и в интерьерах театров и дворцов, ни больше, ни меньше. И видеть все это – как бальзам на душу.
Проходили съемки и в Алуште, именно там жила семья Эминовых.
История любви Курта и Александры (Фарах Зейнеп Абдуллах) пришлась на суровые времена, распад Российской империи со всеми вытекающими последствиями. Крушение идеалов и ценностей, помноженное на сопротивление таким отношениям родственников Сеита, трагедии войны и предательство тех, кого считал близкими друзьями.
Потомственная дворянка Александра открыто живет вне брака с любимым человеком, несмотря на все строгие условности эпохи. Курт, который, как и жениться не может, так и оставить нежную Шуру не в состоянии, из-за близости к Николаю II, Курт вынужден бежать от большевиков. Он забирает из Петербурга в родовое гнездо Александру, вынужденную ради любимого человека в первый раз отказаться от собственной семьи, но Эминов-старший не принимает невестку и отказывается дать согласие на брак. И Курт предлагает Шуре уехать из страны. И она соглашается. Ради любви всей своей жизни она покидает Россию, второй раз попрощавшись с семьей. На этот раз навсегда.
Влюбленные начинают новую и наполненную испытаниями жизнь в Стамбуле. Жизнь, которая даже вдохновила внучку Сеита написать роман.
Параллельно тут еще, кстати, развивается линия любви лучшего друга Курта - Джелиля и русской балерины Татьяны.
Это история о большой любви, которая не выдержала множества препятствий и трудностей характеров. История о ревности и страсти, о невероятной гордости и нежелании идти на компромиссы. И вот это, кстати, подкупает. Возможно, кому-то это и покажется странным. Сериалы подобного плана, в которых не все сплошь залито сиропом, а имеет место драматизм и жизненность – редкость. И хорошо, что режиссеры не отступились от реальной истории Курта и Шуры, и не стали лепить огород из хепи-эндов. Потому что именно это и зацепило меня во всей этой истории.
За большой любовью следует большая реальная трагедия, увы. Когда и вместе невозможно, и врозь нельзя. И у Курта, и Шуры были новые семьи, дети, но они не переставали любить друг друга до самой смерти, ранней и драматичной, ведя постоянную переписку.
«Это больше, чем любовь. Это всё равно что необходимость дышать… Он как картинка моей родины, на которую я никогда не смогу вернуться. Даже если я его не увижу, мне достаточно того, что мы ходим по одним улицам, в одном городе, дышим одним воздухом. Он – моя Россия в Стамбуле».
Александра Верженская
И вот на этой грустной ноте (прям даже вспомнилась одна душещипательная сцена из сериала), хочу спросить – знакомы ли вы с историей любви Курта Сеита и Александры?