Что нужно знать о муниципальных выборах?
Совет депутатов муниципальных образований — представительный орган местного самоуправления. Его членов выбирают на народном голосовании по одномандантным и (или) многомандатным избирательным округам сроком на пять лет. По закону № 38 баллотироваться может любой гражданин России, достигший 18 лет. Иметь прописку в Москве совсем не обязательно.
Но надо понимать, что муниципальное депутатство — скорее общественная работа, чем реальная. Зарплату за нее не платят; платят компенсацию раз в квартал за переданные полномочия от мэрии в размере около 15 000 рублей в месяц. Также муниципальным депутатам, помимо корочки, предоставляют бесплатный проезд на общественном транспорте.
Выборы муниципальных депутатов назначают районные муниципальные собрания. Всего в Москве — 124 района плюс Новая Москва. Так как по федеральному закону выборы должны проходить в один день, все они будут назначены на 10 сентября. Официально об этом объявят на неделе с 12 по 18 июня. После чего у потенциальных кандидатов будет 30 дней на выдвижение и регистрацию.
С 2012 года, когда выборы муниципальных депутатов проводились в последний раз, были значительно увеличены размеры избирательных округов. Это, а также гарантированная низкая явка — выборы совпадают с периодом отпусков, — осложняет проведение предвыборных кампаний. Но победить на выборах можно. Для этого нужно выработать определенную стратегию и тактику, а также разобраться в устройстве избирательного процесса.
Как стать кандидатом?
До 9 июня
— Познакомиться с членами Территориальной избирательной комиссии (ТИК) или депутатами муниципального собрания. Их адреса и координаты можно посмотреть тут. Поддерживать отношения с ними необходимо, чтобы отслеживать, что происходит в комиссии, и оперативно получать информацию.
— Найти избирателей, прописанных на территории округа и готовых поставить за вас подпись. Для этого можно составить список всех знакомых, проживающих в округе, и обойти собственный и соседние дома.
9–11 июня
Подготовить первый пакет документов. Это:
— Паспорт. Если есть, то свидетельство о браке или его расторжении, свидетельство о смене Ф.И.О., а также диплом о высшем образовании.
— Справка с основного места работы. Если есть — справка об осуществлении обязанностей депутата и справка о принадлежности к политической партии или политическому объединению.
— Нужно заполнить заявление о согласии баллотироваться, которое можно взять в местном ТИКе, и сведения о доходах и имуществе. С последним надо быть особенно аккуратным: если ошибетесь, то про вас, скорее всего, напишут гадость на избирательном стенде.
15–26 июня
Муниципальные собрания должны назначить выборы к 21 июня. Как только их назначат в вашем районе, отнесите в местный ТИК (адреса опять-таки на сайте) заверенные копии документов. Копию паспорта заверяет избирком, остальные документы — сам кандидат.
Важно! Не забудьте получить письменное подтверждение того, что ваши документы приняли. С этого момента вы считаетесь кандидатом, хотя и не зарегистрированным.
До 21 июля
После публикации решения о назначении дня выборов кандидатам дается 30 дней на выдвижение и сбор подписей. В случае отказа за это время можно успеть выдвинуться и собрать подписи как минимум дважды.
Отказать могут, если кандидат представил неполный комплект документов либо подписи за него неправильно оформлены или эксперты ФМС и МВД признали их поддельными. А также в случае неправильного оформления подписного листа.
До начала сентября
— Найти единомышленников и создать предвыборную коалицию.
— Провести агитационную кампанию.
Как заполнить заявление о согласии баллотироваться?
В заявлении необходимо указать паспортные данные, место жительства, ИНН (его можно посмотреть на сайте налоговой), гражданство, сведения о профессиональном образовании, основное место работы и занимаемую должность или род занятий. Также в заявлении нужно отметить, что в случае избрания вы прекратите заниматься деятельностью, несовместимой с депутатством (например, госслужба).
Какие ограничения распространяются на кандидатов?
Ограничений много. Но главное заключается в том, что все операции необходимо проводить через избирательный счет. Печатать агитационные материалы только по предоплате с этого счета и исключительно в аккредитованных на выборы типографиях. При этом на счет можно внести только 40 тысяч рублей из собственных денег и по две тысячи от физлиц — поддерживающих вас избирателей.
Как собирать подписи и сколько?
После подачи первого пакета документов в ТИК кандидату выдают направление в филиал Сбербанка для открытия избирательного счета. Через счет нужно провести деньги на оплату подписных листов — их кандидат печатает самостоятельно. Договор с банком и реквизиты счета предоставляются в ТИК.
Для подсчета необходимого количества подписей можно воспользоваться формулой «полпроцента избирателей на один мандат». То есть, если в округе пять мандатов и 20 тысяч избирателей, кандидату будет достаточно собрать 20 подписей. Для этого нужно убедить избирателя поставить подпись и предоставить свои паспортные данные. Все данные записываются в подписной лист. Если подпись избирателя выходит за пределы ячейки, ее, а заодно и соседнюю могут признать недействительными.
Можно не собирать подписи?
Да. В случае выдвижения от одной из четырех парламентских партий либо в случае выдвижения от «Яблока» в одном из 18 районов Москвы, где в действующем созыве есть депутаты от этой партии.
Как проводить агитационную кампанию?
Как правило, муниципальная агитационная кампания ведется по четырем направлениям: интернет, СМИ, обход домов в районе и специальные мероприятия. Это могут быть агитационные пикеты, встречи с главой управы и префектом и общение с избирателями непосредственно во дворах дома. Интернет используют для работы с волонтерами и сбора средств, медиа и пикеты — для повышения узнаваемости, встречи во дворе — для повышения доверия, а поквартирный обход для всего вместе: сбора проблематики района, знакомства с избирателями, раздачи газет, повышения доверия, мобилизации накануне голосования.
Важно! В агитации не разрешается использование изображений людей, обещаний материальной выгоды в случае избрания кандидата, а также материалов, направленных на разжигание социальной розни. Кроме того, запрещается использование объектов, защищенных авторским правом, и рекламы коммерческих фирм