Индия вытеснила Китай как лидера роста мировой аэрокосмической промышленности с огромным портфелем заказов и более благоприятными экономическими и геополитическими перспективами.
Недавнее обязательство авиакомпании Air India по закупке 470 самолетов Boeing и Airbus стало одной из крупнейших авиационных историй года. Несмотря на шумиху вокруг сделки, включая телефонный разговор между Джо Байденом и премьер-министром Индии, в заявлении Air India упоминались только «письма о намерениях» с двумя производителями самолетов. Boeing заявил, что "самолет был выбран". В Airbus заявили, что Air India "обязалась делать заказы».
Когда именно все будет завершено, пока неясно, но обязательства Air India подчеркивают движение в сторону превращения Индии в наиболее важный развивающийся рынок для Boeing и Airbus и глобальный аэрокосмический сектор.
На протяжении десятилетий главным рынком был Китай. Китайские авиакомпании по-прежнему имеют в эксплуатации гораздо больше самолетов Boeing и Airbus, чем индийские. По данным Cirium, в конце 2022 года в Китае был 3621 самолет Airbus и Boeing по сравнению с 551 в Индии. Если еще учесть воздушные суда, находящиеся на хранении, совокупный парк Airbus/Boeing в Китае насчитывал 4044 самолета по сравнению с 664 в Индии.
Однако по твердым заказам Boeing и Airbus индийские авиакомпании затмили китайские в 2019 году, когда лоукостер IndiGo заказал 300 самолетов семейства A320neo. На конец 2019 года у индийских перевозчиков были твердые заказы Boeing и Airbus на 1063 самолета по сравнению с 655 у Китая.
В июле 2022 года китайская «большая тройка» — Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines — помогла сократить разрыв, заказав 292 A320neo, но на конец года у индийских перевозчиков все еще было больше заказов. Если бы заказ Air India на 470 самолетов был подтвержден сегодня, лидерство Индии в заказах увеличилось бы еще больше.
Важно отметить, что на конец 2022 года у китайского производителя самолетов Comac было 782 твердых заказа от китайских авиакомпаний, что больше, чем совокупный портфель заказов в Airbus и Boeing на 687 самолетов. Из них более 500 - это C919, построенный как прямой конкурент A320 и В737. Тип находится на пороге ввода в эксплуатацию в Китае.
В то время как Китай, безусловно, остается ключевым игроком для Airbus, Boeing и других крупных авиастроительных компаний, высокий уровень индийских заказов свидетельствует о сильных положительных тенденциях, которые движут индийской экономикой.
Демографически Индия находится в гораздо более сильном положении, чем Китай. По данным МВФ, население Индии составляет 1,42 миллиарда человек, что превышает население Китая, составляющее 1,4 миллиарда. Основной фактор - население Индии молодо. Pew Research Center предполагает, что более 40% его населения моложе 25 лет, при этом средний возраст в Индии составляет 28 лет, в Китае - 39 лет.
Поскольку население Китая медленно стареет и сокращается из-за низкой рождаемости, страна вряд ли вновь испытает экономический бум, благодаря которому она стала второй экономикой мира и разместила большую часть всех заказов в мире на авиатехнику. Для сравнения, в Индии в 2020-х годах и далее ожидается значительный экономический рост, что является хорошей новостью производителей самолетов.
Помимо роста индийской авиации, у Индии есть значительный потенциал для более активного участия в глобальных цепочках поставок аэрокосмической отрасли. Действительно, правительство Моди, видя, что миллиарды идут в Boeing и Airbus, вероятно, потребует большего участия индийской промышленности.
Чтобы воспользоваться преимуществами роста в Китае, Airbus создал сборочный цех в Тяньцзине совместно с Тяньцзиньской зоной свободной торговли и китайским государственным производителем самолетов AVIC. У Boeing есть совместное предприятие с Comac по доработке В737 Max.
Эти серьезные коммерческие обязательства являются более существенными, чем все, что любой производитель сделал в Индии до сих пор, хотя индийские компании участвуют в цепочках поставок как для самолетов Boeing, так и для Airbus.
Участие Индии в оборонных проектах показывает хороший потенциал индийских компаний играть более важную роль в производстве коммерческих самолетов. Такие компании, как Boeing, Airbus и Lockheed Martin, имеют значительные партнерские связи в Индии.
Это происходит из-за индийской политики компенсации оборонных расходов, которая обычно требует, чтобы 30% стоимости оборонных заказов возвращались обратно в Индию, якобы для того, чтобы помочь индийской промышленности продвинуться вверх по цепочке создания стоимости.
Крупным игроком в этой области является TASL - Tata Advanced Systems, "сестра" авиакомпании Air India в конгломерате Tata Group. Airbus Defence and Space и TASL намерены сотрудничать в производстве 40 транспортных самолетов C295. А совместное предприятие Tata Boeing Aerospace производит фюзеляжи для ударного вертолета AH-64.
Правительство Индии также проводит конкурс на 114 усовершенствованных истребителей, который включает в себя требование местной сборки. Boeing, Dassault, Lockheed и Saab заявили о своей готовности к налаживанию производства в стране.
Кроме того, базирующаяся в Бангалоре компания Hindustan Aeronautics активно участвует в мировых поставках аэрокосмической техники и имеет долгую историю лицензионного производства, включая BAE Hawk 132 и Dornier 228.
Растущее влияние Индии в аэрокосмической отрасли связано с усилением тревоги по поводу Китая.
Постоянное беспокойство вызывают действия Пекина в области промышленного шпионажа. В июле 2022 года разведывательные службы Великобритании и США выступили с предупреждением о риске, который Коммунистическая партия Китая представляет для западного бизнеса, приведя конкретные примеры в аэрокосмической сфере.
В конце 2022 года китайский шпион был приговорен к 20 годам тюремного заключения в США за попытку похитить данные GE Aerospace, связанные с композитными материалами. У Федерального бюро расследований США есть на сайте специальная страница, посвященная «китайской угрозе».
Кроме того, Пекин не скрывает, что стремится уменьшить свою зависимость от зарубежных производителей в таких чувствительных областях, как аэрокосмическая промышленность. Пока неизвестно, обладает ли C919 такими же возможностями, как A320neo или В737Max, но Пекин обяжет китайских перевозчиков покупать самолет в любом случае — отсюда и огромный портфель внутренних заказов на непроверенный тип.
На данный момент C919 почти полностью зависит от западных поставщиков, но китайское руководство надеется изменить ситуацию, в первую очередь за счет разработки местного двигателя CJ1000A.
Геополитику больше невозможно сбрасывать со счетов. Спецоперация России в Украине, которую Пекин молчаливо поддерживает, показала, что крупные военные конфликты по-прежнему представляют слишком реальную угрозу. В последние годы Китай много инвестировал в наращивание вооружений и становился все более агрессивным по отношению к соседнему Тайваню. Любой конфликт между глобальными игроками из-за Тайваня станет не только катастрофой для всего мира, но и смертельным ударом по китайскому бизнесу европейских и американских аэрокосмических компаний.
На промышленном уровне ухудшение отношений между Пекином и Вашингтоном, вероятно, сыграло важную роль в длительном запрете В737Max. Китайские перевозчики также еще не начали покупки В737MAX, хотя самолет, наконец, снова летает в Китае. После заказа Пекина 292 самолетов A320neo руководитель Boeing Dave Calhoun намекнул, что на сделку повлияла геополитическая напряженность.
Эти опасения, в дополнение к изменению политики китайских заказов на самолеты, говорят об уменьшении роли Китая в аэрокосмической отрасли, а также обязывают руководителей изучать возможные альтернативы для зарубежных инвестиций и совместных предприятий. Индия является вероятным бенефициаром.
У Индии, безусловно, есть свои проблемы. Бюрократия и неразвитая инфраструктура — вечные проблемы, как и коррупция. Руководство Индии также лелеет мечты о производстве собственного гражданского самолета, хотя до реализации таких идей еще далеко. Тем не менее, его благоприятная демография и растущая экономика — бывшие отличительные черты Китая — открывают беспрецедентные возможности для глобальной аэрокосмической отрасли.
Источник: FlightGlobal
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz
Читайте еще на канале
- Bloomberg: У российских авиакомпаний большие планы, несмотря на санкции
- Radio Free Europe/Radio Liberty: Все больше проблем у российских авиакомпаний, наказанных западными санкциями