Итак, мы мчали сквозь туман в неизвестность. Два задумчивых водителя за рулем резвых иномарок, восемь растерянных переселенцев и столько же клетчатых баулов, которые еле как распихали по салону и багажникам.
Когда я спрашиваю у остальных, что они тогда чувствовали, отшучиваются. Или говорят, что не помнят. Мне на тот момент было 19. Тоже многое из памяти стерлось, но насколько была шокирована никогда не забуду. Понравился только климат и яблоки, которые в ноябре еще висели на ветках. Всё остальное вызывало отвращение: серость, разруха и, пронизывающее душу, уныние.
Мы прибыли в поселок Большое Матросово (Gilge) Полесского района, который при немцах и в советское время, был достаточно известным и процветающим. А на пороге нового столетия, в 1999 году, приходил в полнейший упадок и не имел почти никакой инфраструктуры. На чистом энтузиазме функционировал Дом Культуры и на два часа открывался магазин в дни привоза. Школы и садика не было. С транспортом тоже сплошные сложности. Но об этом позже.
Так вот, две улицы Левобережная и Правобережная, а между ними река Матросовка. Перебраться с одного берега на другой возможно лишь на лодке или вплавь. Иных вариантов не было.
Со слов мамы с жильем на первое время было все решено. Нас были готовы приютить у себя встречающие, пока родители будут искать подходящий дом. В этом ее уверили еще летом, когда она ездила в Тридевятое на разведку. Но, когда наш табор вывалился с нескромным багажом на порог, оказалось, что все успели переиграть. И нам уже есть где жить.
Уже смеркалось, когда вместе с баулами мы погрузились в лодку и двумя заходами переместились на правый берег. Там нас ждал настоящий сюрприз. Старый деревянный немецкий дом, в котором никто не жил, судя по его виду, долгое время. Грязь, сырость, паутина, горы мусора, дохлые ужи и мыши по углам.
Это был еще один шок и вопрос в глазах теперь не только у меня, но и у всех остальных членов семейства:
- Что мы здесь делаем? Мама, скажи, что это страшный сон, а не наш новый дом!
Сейчас мне примерно столько же лет, сколько было на тот момент нашим родителям. Но только сейчас я понимаю, как несладко им пришлось. Только они ни разу не подали вида, а принимали все сложности с улыбкой и подтрунивали над нашими ошарашенными физиономиями. Клетчатые «мечты оккупанта» единогласным решением оставили в коридоре. Быстро осмотрелись и каждому выдали задание по силам.
Самого младшего, полуторагодовалого племяша, заняли игрушками и усадили на единственный стул. Остальные семь пар рук взялись за дело.
В доме была кухня с печкой и одна большая комната в дико запущенном состоянии. Солнце уже давно село и нужно было оперативно приложить максимум усилий, чтобы привести наше новое жилище в пристойное для ночлега состояние. И сворганить какой-то ужин.
Отец с братьями взялись за наладку отопления. Очистили ветхую печурку от хлама и старой золы. Во дворе спилили покосившееся трухлявое дерево и нарубили дров. Проверили дымоход, заправили топку собранными сухими ветками, поленьями и старыми газетами. Чиркнули спичкой. Стало немного веселей. Очаг пылал. Мы пыхтели. Дом наполнялся теплом, а наши лица краснели от усердия.
Вместе с мамой и женой старшего брата, я орудовала в комнате веником и тряпками. Хлам и утварь, что были разбросаны повсюду, уложили в мешки и унесли на чердак. Смели паутину, оттерли пыль с единственного шкафа и вымыли пол. Комната враз преобразилась. Занесли сумки, разместили свой скромный багаж по полкам и отправились с ревизией на кухню.
Когда из очередной клетчатой котомки появились кастрюля, сковородка и чайник, все радостно захлопали в ладоши. На, уже отмытый от толстого слоя плесени стол, мама расставила восемь тарелок и кружек. Затем разложила рядом столько же ложек и вилок. Из следующей торбы появились с десяток пакетов доширака и булка серого хлеба. То, что осталось из запасов с долгой дороги. Прямо чайником зачерпнули воды из реки, вскипятили на раскаленной печи и приготовили быструю лапшу.
Ужин был готов. Все уставились на стул, который облюбовал самый младший из семьи. Отец, долго не думая, вооружился фонариком и скрылся за дверью. Через несколько минут вернулся с двумя чурбаками и доской. Тут же у стола появилась скамья. Все расселись и с аппетитом принялись уничтожать скромный ужин, изредка перебрасываясь короткими фразами. А заметно уставшие родители, проявляли чудеса смекалки, решая как нам всем уместиться на двух полуторных кроватях. И даже это оказалось им по силам.
Через полчаса вся семейка уснула крепким сном до самого утра. Никто даже представить не мог, какие ещё на горизонте ожидаются приключения.
Надеюсь, что в этой статье я дала ответы на все вопросы, что вы задавали ранее под началом и продолжением истории переезда. Если нет, то пишите в комментариях, непременно отвечу каждому.
Оставляйте любой смайл под публикацией, если вам нравятся мои посты и желаете узнать продолжение. Подписывайтесь и не забывайте благодарить за контент простым нажатием на значок 👍🏻