Фильм – откровение, который потряс меня настолько, что я даже не поняла, что уже пошли титры. Так и сидела, замерев. Хотелось как можно дольше сохранить эти чувства, эти эмоции, эти впечатления. «Красные башмачки» - это шедевр, это искусство, в котором для меня в одной палитре смешался импрессионизм и экспрессионизм, мрак и свет, ужас и счастье, вдохновение и одержимость.
В основе самого известного фильма в истории кино о балете, получившего статус культового, лежит не только реальная история, но и сказочная. И персонажи все более, чем узнаваемы.
🎬Красные башмачки (1948)
The Red Shoes
Ханс Кристиан Андерсен для меня как синоним печали. Именно такие его взрослые сказки всегда поражали мое воображение. А это примерно треть его творчества. Большинство считает, что читать такое нельзя. Так сложилось еще с детства, что я редко когда оказываюсь в числе большинства, поэтому не думаю, что Андерсен со своими депрессивными историями наносит травму. Я себя травмированной не считаю. Для меня это способ увидеть жизнь и любовь с другой стороны.
«Русалочка», «Девочка со спичками» и «Девочка, которая наступила на хлеб», «История одной матери» или «Красные башмаки». Жуткие и страшные? Да. Искренние и способные перевернуть все внутри? Тоже да. Кто не знаком со сказкой «Красные башмаки» вполне может это исправить.
По сюжету фильма балет «Красные башмачки» задумал поставить знаменитый импресарио Борис Лермонтов (Антон Уолбрук), прообразом которого стал Сергей Дягилев, тот самый организатор известнейших «Русских сезонов» в Париже. Именно благодаря Дягилеву в начале XX века в Европе и мире стало так популярно и уважаемо русское искусство. В первую очередь, конечно, балет.
У Лермонтова сложившаяся труппа, в которой блистают Гриша Любов, Ирина Боронская, Иван Болеславский. Примечательно, что в роли Гриши, например, сам Леонид Мясин, в действительности входивший в состав балета Дягилева и поставивший более 70 одноактовых балетов, в роли Боронской – известная французская балерина Людмила Черина, урожденная Моник Чемерзин, а в роли Болеславского – Роберт Хелпман, не только артист балета, но и хореограф.
Лермонтов представляется зрителю, как безумный гений, для которого есть только искусство. Его прима Боронская, влюбившись, объявляет, что выходит замуж. И Лермонтов тут же ставит на ней крест. Ему не нужна балерина, на сцене думающая о встрече с любимым мужем. Ему нужна такая, что отдаст балету всю себя без остатка. Только таким и может быть настоящее искусство.
«Женщина, которую прельстили сомнительные радости любви, не станет великой балериной… Никогда!»
И Лермонтов находит новую звезду. Яркую, рыжеволосую и невероятно талантливую Викторию Пейдж (Мойра Ширер). Ширер была также профессиональной танцовщицей, но, несмотря на всемирную известность после выхода «Красных башмачков» считала, что фильм разрушил её карьеру балерины. В 1948 году Ширер танцевала главную партию в «Золушке» Прокофьева, а после «Красных башмачков» - только в кино и снималась.
Говорят, что создавая образ Виктории Пейдж, авторы вдохновлялись молодой британской балериной Дианой Гулд, о которой сама Анна Павлова говорила, как о единственной английской танцовщице с душой.
Еще одно новое лицо в труппе Лермонтова – молодой и одаренный композитор Джулиан Крастер (Мариус Горинг), которому поручено ответственное дело – написать такую музыку к «Красным башмачкам», чтобы о балете заговорил весь мир.
И мир заговорил. Юная Виктория производит фурор, музыкой восторгаются не только зрители, но и критики. Лермонтов собирает овации и не успевает давать интервью. Мисс Пейдж отныне отданы все ведущие партии, включая Одетту в «Лебедином озере».
«Красные башмачки» - это история-балет в стиле модерн о том, что страсть к танцу настолько сильна, что приводит к смерти.
И эта часть меня потрясла. В художественный фильм вставлен приличный кусок балета, от созерцания которого просто невозможно оторваться. Есть такая техника mise en abyme - «помещение в бездну», «фильм в фильме», «сон во сне». Именно её и применил Леонид Мясин.
Это очень сильно. Это очень показательно. Это очень глубоко и драматично, потому что наглядно видно, как сливается воедино образ героини на сцене и её внутренний мир, её подсознание.
Без этой части с балетом весь смысл фильма вообще потерялся бы. Потрясающая хореография, наложенная на пронзительную музыку и превосходные декорации, раскрывают драматизм на самой высокой ноте.
«Красные башмачки» становятся новым словом в мире балета.
«Часто изнанка волшебства сочится кровью и пахнет потом».
Но оказывается, жизнь – это не только танец. И юная Виктория влюбляется не только в музыку Крастера, но и в него самого. Слухи о романе, который обсуждает вся труппа, доходят и до Бориса Лермонтова. Он пристально наблюдает за Викторией на репетициях и приходит к выводу, что любовь убила в ней балерину. Лермонтов настолько рассержен, что его муза теперь ходит по земле, а не парит над сценой, что вызывает на откровенный разговор влюбленного композитора. Он в открытую просит его разорвать роман, который может стоить Виктории карьеры лучшей балерины мира. Крастер, разумеется, от любви оказываться не намерен и Лермонтов, не придумав ничего более умного, обвиняет композитора и дирижера в том, что его новое произведение ужасно и никуда не годится. Это, конечно, не так. Всем очевидно, насколько талантлив Джулиан. Но Лермонтов предпочитает расстаться с ним, чем потерять Викторию.
Вот только он никак не предполагал, что мисс Пейдж уйдет вслед за любимым. Но жить без танца Вики не может, никогда не могла. И, через некоторое время, поддавшись уговорам тирана-Бориса и скрыв от мужа данный факт, возвращается к Лермонтову, чтобы вновь танцевать в «Красных башмачках».
И вот тут меня просто добило, как двое мужчин перетягивают каждый на свою сторону девушку. Перетягивают так, что в итоге разрывают пополам. Крастер считает, что Вики может танцевать, где угодно, и должна уйти от Лермонтова, чтобы быть с ним. Лермонтов, как безумный творец, требует сделать выбор в пользу сцены и навсегда забыть о том, что есть муж и какая-то там жизнь простого человека.
А юная Виктория с неокрепшей психикой мечется между самыми главными страстями в своей жизни – любовью к Джулиану и любовью к танцу. Выбрать что-то одно означает потерять навсегда другое. И если мужчины были бы менее эгоистичны и более деликатны, если бы хоть на минуту подумали не о себе и своих интересах, а о том, что чувствует Виктория, трагедии не случилось бы.
Но и Джулиан, и Борис сознают весь ужас того, что натворили, когда становится уже слишком поздно.
«Снимите с меня красные башмачки».
«Красные башмачки» стали для меня откровением, а ярко-алые пуанты – символом жертвенности и страстной преданности искусству и любви к мужчине. Это не просто история о том, как человека меняет одержимость делом, профессией.
Бесконечно восхитительно и пугающе, мрачно и безжалостно, с какой-то пылкостью и долей абсурда красные башмачки Виктории стремительно растоптали всю её жизнь. И последняя сцена, когда балет идёт, но вместо главной героини по сцене передвигается луч света – до слез и мурашек.
Обязательно буду пересматривать. Один из тех фильмов, которые оставляют след в душе надолго, если не навсегда.
Думаю, многие из вас смотрели «Чёрный лебедь» с Натали Портман. Очень сильный фильм. Так вот «Красные башмачки» для меня – сильнее.