Вступление.
За последние десять лет на экранах появилось несколько фильмов и сериалов о спорте. Отличительной чертой этих картин являются элементы определённой эмоциональной нагрузки, как то: патриотизм, стремление к победе, стремление преодолеть себя. Кино, о котором пойдёт речь сегодня - это "Легенда № 17".
Если вы читаете эти строчки, то вы на канале "Книжный шкаф и кинобудка".
А я - автор канала по прозвищу Книжный шкаф, в далёком прошлом - ротный замполит, чуть в менее далёком - газетный репортёр.
Мой сегодняшний материал будет в жанре эссе, где нормальным тоном считается вести повествование от первого лица и выражать своё личное отношение к тому или иному факту или обстоятельству.
Герои моего детства
Кто родился в шестидесятых (допустим, как я) или в семидесятых, тот поймёт меня с полуслова. В нашем детстве источниками информации были книги, детские журналы (в большом количестве) и два канала в телевизоре. Ещё кинотеатр. В кино смотрели почти весь репертуар. Для чего я всё это вспоминаю? Сейчас станет понятно. Героями наших детских лет были персонажи из кино и телевизора. Павка Корчагин, Штирлиц, товарищ Сухов, Глеб Жеглов. И в этом же ряду был Валерий Харламов. Как бы сейчас сказали: в режиме онлайн. Настоящий, непридуманный. Во дворе, играя в хоккей, мы играли в Харламова и Третьяка. Итак, Валерий Харламов (не путать с Гариком Харламовым) - это герой из моего детства.
Хоккей в жизни советского человека
Семидесятые я помню уже очень хорошо. Кажется, что хоккей тогда был неотъемлемой частью жизни каждого советского человека, включая женщин и детей. Останови тогда на улице первого попавшегося мужчину и попроси назвать навскидку несколько фамилий из состава сборной СССР. Ответ был бы незамедлительным, назвали бы московских динамовцев Валерия Васильева и Александра Мальцева, динамовца из Риги Хельмута Балдериса, спартаковцев Виктора Шалимова и Владимира Шадрина. Но в первую очередь прозвучали бы такие имена, как Владислав Третьяк и знаменитая тройка нападения: Михайлов - Петров - Харламов.
Попробуйте провести подобный эксперимент сегодня. Большинство опрошенных скажет, что хоккеем вообще не интересуются. Мир изменился, люди стали другими. Не лучше, не хуже - просто другими.
Без Харламова
Я часто пересматриваю старые футбольные и хоккейные матчи. И очень люблю финальную игру за Кубок Канады в 1981 году. Тогда наши буквально "порвали" (простите за банальное слово, но в данном случае лучше не скажешь) хозяев турнира - 8:1! Владимир Крутов забил гол даже в меньшинстве, протащил шайбу через все зоны, "убрал на замахе" матёрого Ги Лёфлера и точно пробил! А хет-трик Сергея Шепелева! Всё было здорово! Не было только одного - не было Харламова... Он погиб за восемнадцать дней до этой знаменитой победы сборной СССР. И эта победа была посвящена ему!
Харламов рассчитывал тогда поехать в Канаду в составе сборной, но В.В. Тихонов, который на тот момент был главным тренером команды, решил, что Валерий Харламов не достаточно готов к турниру функционально (физическая готовность). Решение стало роковым...
Кем был Валерий Харламов
Он был гением. Да, да. Сборная Советского Союза имела в своём составе мастеров самой высшей пробы. Валерий Харламов выделялся даже на их фоне. Уровень его хоккейного мастерства был признан даже канадцами. А в Канаде в хоккее разбираются даже домохозяйки. Харламова в Канаде знали не хуже, чем в СССР. На стадионе канадские болельщики устраивали ему овации.
Валерий Борисович погиб 27 августа, когда наша команда уже была за океаном. Канадские газеты написали об этом, канадцы подходили к нашим хоккеистам, выражали соболезнования. Организаторы турнира перед матчем объявили минуту молчание в память о Харламове. Узнав о гибели кумира, я не плакал, наверное, только потому, что мне было уже тринадцать лет, а плакать в таком возрасте мальчику уже не прилично.
Кино о Валерии Харламове: минусы и плюсы
Минусы
Когда кино "Легенда №17" появилось в кинотеатре, я поспешил посмотреть. Фильм оставил двойственное впечатление. Ну, или неоднозначное. Попробую донести в чём заключалась неоднозначность.
Первое - искажённая хронология. И акценты. Валерий Харламов - это не выдуманный персонаж, а реальный человек, жизнь которого известна чуть ли не по дням. Если бы образ Харламова был взят, как прототип для вымышленного героя, тогда да, можно придумывать для героя события. А для реального человека, память о котором ещё живёт в людях, - думаю, перебор.
Известно, что Валерий Харламов дважды попадал в автомобильную аварию. Первая была в 1976 году. А что в кино? А в кино эта автокатастрофа происходит на четыре года раньше. И на этом делается акцент. И кульминация в том, что Харламов восстанавливается после аварии и едет на Суперсерию-72 в Канаду. С таким же успехом можно было и саму Суперсерию перенести... В действительности же, Валерий Харламов в 1972 году был ведущим игроком сборной СССР, выигрывавшим и чемпионат мира, и Олимпиаду в Саппоро. Он был в хорошей спортивной форме и его место в составе сборной было неоспоримым.
Второе. Внешнее сходство Данилы Козловского с Харламовым не является определяющим фактором в раскрытии образа. Лично мне плохо верилось в то, что на экране Валерий Харламов. По моим ощущением его не видно. А Данилу Козловского видно хорошо. Для наглядности. В советской лирической комедии "Кот в мешке"(1978 г., реж. Г. Щукин), есть сцена, где театральный режиссёр репетирует "Трёх мушкетёров", у актёров что-то не получается и режиссёр постоянно повторяет: "Не вижу Франции!". То есть не могут актёры передать, изобразить французов, хоть и надели и плащи, и шляпы. Так и здесь. И коньки есть, и клюшка, а Харламова не видно. Видно Данилу Козловского. Кстати, после премьеры фильм получил почти единодушное одобрение. Не понравилось кино немногим, один из них - это Александр Мальцев, один из близких друзей Валерия Борисовича. Вероятно, у Мальцева были основания.
Третье. Канадские хоккеисты показаны какими-то карикатурно-демонизированными. Как персонажи из советского мультфильма "Шайбу!Шайбу!". На мой взгляд - это несколько примитивно для большого кино - показывать таким образом, где положительные герои, а где отрицательные.
Четвёртое объединю с третьим. Такие вот "мультяшные" приёмы в фильме есть ещё, как допустим, "путешествие" по тросу от одной трубы до другой в Чебаркуле. Ну что это? Такие методы хороши для приключенческого кино, например для "Неуловимых мстителей". Но, вероятно, такая постановка -это фирменный стиль Николая Лебедева. Если смотрели новый "Экипаж" (кстати, с Д. Козловским в главной роли), то поймёте о чём я.
Плюсы
Впрочем, может быть я смотрю в экран глазами ретрограда? Мы уже упоминали, - мир стал другим. Другим стал язык кино...
Плюсы, несомненно есть. Главный - сняли фильм о Валерии Харламове! Теперь вся молодёжь страны знает кем был этот парень под номером семнадцать. Между прочим, в сборной страны семнадцатый номер остался навечно за Харламовым. Илья Ковальчук носил на своём свитере № 71 (то есть 17 наоборот), в память о своём кумире.
Второй плюс. В фильме показан труд хоккеиста. Нужно преодолеть боль и страх (кто хоть раз выходил с клюшкой на лёд, тот поймёт о чём я говорю), терпеть изнурительные тренировки. Жить в условиях строгого спортивного режима. По-другому победу не добыть. Благодаря этому труду советские хоккеисты прославляли свою страну. Они заставлял других слушать гимн своей страны и вставать при поднятии нашего флага. Здесь прошу простить за патетику, сказывается воспитание в советской школе.
Идём дальше. В "Легенде № 17" есть очень привлекательное. Это роль Олега Меньшикова. Вот кто "вытягивает" фильм на приемлемый уровень. При том, что Меньшиков на Тарасова как-то совсем не похож.
Внешнее сходство Данилы Козловского со своим героем тоже условно, но всё же можно сказать, что он чем-то Харламова напоминает. По крайней мере типажом. Хотя, повторюсь, на мой взгляд, на этом сходство и заканчивается. Тем не менее, зритель понимает: Козловский - это Харламов. А в случае с Олегом Меньшиковым, когда внешнего сходства с Тарасовым нет даже условного, работает актёрское мастерство. И у зрителя не остаётся сомнений, - да, не похож. Но однозначно - Тарасов. Говорят, что Татьяна Анатольевна Тарасова, дочь великого тренера и, в свою очередь, сама великий тренер, очень высоко оценила работу Олега Евгеньевича.
Анатолий Тарасов
Говорить о "Легенде №17", и при этом обойти вниманием личность Анатолия Владимирович Тарасова, будет не правильно.
Великий человек, великий тренер. Он не был добрым дедушкой. Требовательный, порой жёсткий, бескомпромиссный. Человек, постоянно стремящийся к цели. И вот этот человек оказался в хоккее, а советский хоккей оказался в его руках. Анатолий Владимирович - один из основателей школы отечественного хоккея. А благодаря нашей хоккейной школе сегодня весь мир знает и Дацюка, и Малкина, и Александра Овечкина. Пройдёт совсем немного времени и про Овечкина обязательно снимут кино. Потом вспомните мои слова, когда мы будем с вами здесь его обсуждать: удалось или нет.
На этом всё. Спасибо за внимание. Смотрите "Легенду № 17", смотрите хоккей, играйте в хоккей, достигайте поставленных целей!