Найти тему
Nasledie Digital

Русские вопленицы. Когда горе - это работа и искусство. Что делали эти женщины?

Сегодня хотим рассказать о странной, на первый взгляд, профессии. Представительницы этого ремесла получали денежное вознаграждение за то, что могли громко, пронзительно и долго плакать и заунывно причитать. А причитать и плакать раньше полагалось на похоронах и … свадьбах!

Плакать на свадьбе или похоронах - обязательный ритуал на Руси
Плакать на свадьбе или похоронах - обязательный ритуал на Руси

Итак, вопленицы. Они появились ещё в глубокой древности и были частыми спутниками на событиях. В Греции и Риме без них не обходились скорбные обряды. Древние тексты "правильных" причитаний сохранились и в египетских письменах.

На Руси же об этой профессии упоминается в «Повести временных лет», в «Домострое».

В обязанности воплениц входило: горевание, создание определенной атмосферы, активных причитаний. Даже если на похоронах и без того было кому причитать - вопленицы были очень желательными. Дело в том, что горе не всегда бывает громким. Многие люди после смерти близкого человека находятся под жутким стрессом и растеряны. В таком состоянии слезы часто льются тихими струями, либо не льются совсем. Воздуха не хватает, дыхание становится поверхностным и не глубоким. Человек словно замирает.

Похороны на Руси
Похороны на Руси

Либо же ситуация могла быть с точностью до наоборот - умирает представитель местной власти или нелюбимый родственник. Надо активно причитать, провожать воплями в последний путь, а причитать никто не хочет, либо делает это нарочито, что всем понятно, что это фальш.

Профессионалки же причитали мастерски, заглушая все вокруг правильными стенаниями. Подбирались тексты, пения, движения. Кто-то из них нередко бросался на землю и катался. На этом фоне поддерживалась атмосфера "правильного" горевания о человеке, после которого душа усопшего успокаивалась.

Профессиональные плакальщицы
Профессиональные плакальщицы

Но если с похоронами все понятно, то зачем этих воплениц приглашали на свадебные мероприятия?

И тут все логично у русского народа! Свадьба - это переходное состояние между одной стадией жизни в другую. Переходные состояния часто трактовались как "маленькая смерть". Чтобы перейти из одного в другое, надо было символично умереть. Если этого не сделать и просто радоваться на свадьбе, считалось, что счастливой жизни в такой семье не будет.

Особенно крепки были эти поверья на севере в России, где свадьбы были наполнены трагизмом.

Как же происходили эти "горевания" на свадьбах?

Девушка, покидая родительский дом, должна была "убиваться" от горя. В каких-то случаях так и было, когда брак был сильно неравным или выдавали замуж не по любви. Но зачастую девушки безропотно принимали свою участь, понимали, что быть женой и матерью - это их предназначение.

Горюют все
Горюют все

Поэтому особого горя не случалось. Причитать они могли, но, в силу отсутствия актерского образования, это получалось не так активно и искренне. На помощь приходили вопленицы. Они то уже раздували трагедию до масштабов всей округи, чтобы все знали - горюем по полной как положено.

Участницы этого грустного процесса - вопленица, мать, сёстры, подруги и сама невеста своими причитами показывали, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить.
Невеста прощалась с родителями, подругами, волей. «Умирала» в роду своём...

-5

Интересно, что до нас дошли хроники одной из представительниц этой профессии, жившей в 19 веке. Ее звали Ирина Федосова. Эта вопленица была настолько талантлива, что ее восхищался даже Максим Горький, а Некрасов использовал плачи Федосовой в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Современники называли её «личностью необыкновенной, натурой даровитою, способной к творчеству».

Ирина Федосова
Ирина Федосова

В конце 19 века материалы про воплениц, в том числе и об Ирине Федосовой, были опубликованы энтузиастом собирания произведений народного творчества тамошнего времени Е.В. Барсовым, который опубликовал их в трех томах под названием «Причитанья Северного края».

В сборнике о работе Ирины Федосовой сказано следующее: «Явившись по приглашению плакать, она расспрашивала и разузнавала о событиях, знакомилась с обстановкой, с участниками... Узнав всё, она отбирала необходимое для художественной лепки образа. Блестящая память и исключительный дар поэтической импровизации позволяли Федосовой воспроизводить огромные по своим размерам тексты причитаний».

-7

Известный литературовед А.Е. Грузинский писал: «Федосову «приглашали всего чаще на свадьбы, плакать же на похороны или на рекрутские проводы она обыкновенно ходила сама, по доброй воле;
очевидно, очевидно, она испытывает ясную потребность в той художественной работе, которую представляет для неё составление и исполнение плачей».

❤️ СПАСИБО!

Огромное колличество авторских, уникальных статей читайте на НАШЕМ ПОРТАЛЕ NASLEDIE.DIGITAL! Получайте удовольствие от чтения.