Рассказ о Юбилейных казармах города Воронежа я начала в предыдущей ч. 1 статьи, где выдвинула версию о том, что обнаруженная мною на стене фамилия "Замятин" может быть связана с архитектором М. Н. Замятниным, по проекту которого возводили здание.
Так же упомянула о том, что помимо фамилии "Замятин" я увидела и другие надписи на комплексе зданий. Вот об этих граффити сегодня и пойдет речь!
Примечательно, что те надписи, о которых я собираюсь рассказать, в отличие от фамилии "Замятин", были найдены не на 4-х этажном корпусе бывших казарм, а на стенах одноэтажной пристройки к нему:
Кроме того, если "Замятин" была одной-единственной надписью на стене, то юго-восточная часть пристройки буквально испещрена граффити.
Вполне очевидно, что именно эта часть комплекса зданий была лучше всех укрыта от посторонних глаз и поэтому облюбована солдатами для своего творчества.
Что же касается того, кто именно оставил эти надписи, то следует вспомнить, что в 1912 году в здании Юбилейных казарм (видимо, имеется ввиду 4-х этажный корпус) был размещен 26-й пехотный Могилевский полк 5-го армейского корпуса.
Насколько мне известно, одноэтажная пристройка к корпусу была сооружена позже 1912 года. Кроме того, самая ранняя мною обнаруженная дата на стене пристройки 1928 год, хотя это не исключает наличие надписей в период с момента возведения пристройки до 1928 года.
Таким образом, нельзя говорить с абсолютной уверенностью о том, что надписи на пристройке оставлены солдатами 26-го пехотного Могилевского полка 5-го армейского корпуса. Если уж на то пошло, скорее фамилия "Замятин" на 4-х этажном корпусе может быть связана с этим военным подразделением. Но, признаться, фамилии Замятин/Замятнин среди попавшихся мне на глаза списков лиц, служивших в полку, я не обнаружила.
Итак, если вернуться к исследуемой стене пристройки, то меня прежде всего интересовали сохранившиеся даты, которые часто сопровождались фамилиями.
Среди встречающихся фамилий некоторые можно прочитать вполне отчетливо.
Иногда солдаты помимо фамилий пишут и свои имена. Я обратила внимание, что в некоторых случаях имена написаны как-то по-детски уменьшительно. Например, "Коля", а не "Николай", "Митя", а не "Дмитрий". Словно они написаны мальчиками, совсем юными солдатами, только становящимися взрослыми мужчинами и еще до конца не осознающими уже пришедшие к ним взрослость и мужественность.
Во многих случаях приходится лишь догадываться, какая именно фамилия написана на стене, поскольку одни части надписей уже утрачены вследствие разрушения, другие закрыты штукатуркой, либо спрятаны под кондиционеры, кабели, щиты и пр.
Многие фамилии сейчас уже практически невозможно разобрать. Но я решила все-таки опубликовать и эти фотографии в надежде, что кто-нибудь может увидеть знакомую фамилию, узнать родного или близкого человека!
Признаться, судьбу этих двух людей я пыталась проследить с помощью Интернета. Пока неудачно. Но, надеюсь, что у них все сложилось хорошо!
И наконец, последнее послание, которое мне не удалось расшифровать. Какие-то буквы - остатки фамилий? слоганов? предупреждений? -, написанные, похоже, краской, я увидела на стене под самой крышей. Что там было первоначально написано, мне узнать пока не удалось. Возможно, кто-нибудь из медперсонала поликлиники еще помнит, что когда-то означали эти таинственные буквы!
Вот, оказывается, сколько человеческих судеб "спрятано" на поверхности обычной кирпичной стены старинного воронежского здания! Буду рада, если кто-нибудь из читателей канала увидел здесь фамилию своего родственника, и, возможно, узнал о нем что-то новое! Надеюсь, что изложенная мною информация окажется также любопытной и полезной всем тем, кто интересуется воронежским краеведением!