Этот объект называют старейшим каменным виадуком России. Подобных сооружений, построенных по принципу древнеримских путепроводов, в мире сохранилось не так много. Поэтому дорога через Березуйский овраг в Калуге, соединяющая улицы Пушкина и Баженова — это не просто одна из составляющих транспортной системы города.
Каменный мост — ценный памятник истории, свидетель нескольких поколений. Когда-то по нему ходили подданные Российской империи, а конные повозки неустанно стучали своими колесами. Сегодня здесь ежедневно проезжают сотни автомобилей, а гости областной столицы непременно стараются посетить и в буквальном смысле прикоснуться к этой уникальной достопримечательности.
С одобрения императрицы
В 18 столетии глубокий овраг с ручьем (Березуйка) в этой части города представлял определенные неудобства для связи районов, что не особо учитывали при застройке (первый Генплан появился в 1779 г.). На эту проблему обратила внимание и Екатерина II, посетившая Калугу в 1775-м.
На следующий год указом императрицы утвердили Калужское наместничество, которое по воле государыни возглавил генерал-поручик Михаил Никитич Кречетников. Именно он и ратовал за возведение Каменного моста, лично представив разработанный проект Екатерине II и получив из государственной казны необходимую сумму на его реализацию.
Россия: Полное географическое описание нашего отечества // Под ред. В. П. Семенова. — СПб., 1899. — С. 400-401:
«Императрица Екатерина II посетила Калугу в 1775 г... В это время Калуга уже вела очень значительную торговлю... Город Калуга вообще довольно хорошо обстроен, имеет много широких улиц, вымощенных большими плитами, порядочный городской сад и хороший водопровод, дающий до 400 тыс. ведер в сутки. Многие из общественных его зданий были построены еще при Кречетникове; к этому времени относится и интересный мост через сухой Березуйский овраг, в 74 саж. длины и до 15 вышины, с которого открывается обширный вид на Оку и Заречье. Прежде на мосту были лавки, разобранные в половине XIX в.».
Источники вдохновения
Проект моста по заданию Кречетникова разработал выдающийся зодчий XVIII в., один из крупнейших градостроителей России Петр Романович Никитин. В ряде источников отмечается, что на архитектуру виадука повлиял непосредственно наместник, желавший построить что-то грандиозное для масштабов тогдашней Калуги — в то время между регионами и их первыми лицами существовало в этом отношении своеобразное соперничество.
Не последнюю роль сыграла, как считается, и явная симпатия (а может и нечто большее) Кречетникова к масонам. Ведь в некоторых документах так называемых вольных каменщиков можно найти прямые побуждения к античному строительству. В данном случае Никитин скорее всего за образец взял акведуки Клавдия (I в. н.э) и Александра Севера (III в. н.э.). Отдельные исследователи считают, что автор мог черпать вдохновение и в более современной для него архитектуре Речи Посполитой или даже отечественных постройках времен Ивана III (например, Воскресенский мост).
Самый «короткий» граф в мире
Как бы то ни было, генерал-поручик, заручившись личной поддержкой императрицы, мог позволить себе осуществить столь смелый во всех отношениях проект, не боясь обвинений в неуместных тратах. Ведь гораздо проще тогда считалось банально засыпать овраг, что по сути и сделали позднее в других частях города. Хотя сам Кречетников изначально планировал построить три похожих моста через Березуйку.
Михаил Никитич интересен не только тем, что преобразил Калугу и прославился на других поприщах, служа отечеству. В историю он вошел и как самый «короткий» граф в мире. Дело в том, что в этом статусе он пробыл всего три дня. Титул ему присвоили 6 мая 1793-го. Причем сам новоиспеченный дворянин, находившийся тогда в Польше, не успел узнать о столь важной для него новости — гонец с соответствующими бумагами прибыл на место через несколько дней после смерти (9 мая) Кречетникова.
Объект культурного наследия федерального значения
Каменный мост, ставший настоящим украшением города, строили почти три года. Использовали бутовый камень, а для облицовки — кирпичи. Открыли виадук в 1780-м.
Протяженность объекта составила 160 м, высота 23 м, а ширина 14 м. Первоначально на мосту, опирающемся на пятнадцать каменных арок, установили лавки калужских купцов. Но в середине 19 столетия их разобрали и смонтировали по бокам чугунные кованые решетки.
За свою более чем 200-летнюю историю сооружение по сути лишь дважды подвергалось серьезной реконструкции. В 1910-м изрядно износившийся деревянный настил заменили армированным железобетонным. Проведение большого ремонта планировалось в середине 1970-х, но денег на эти цели тогда не нашли. В результате масштабные работы по обновлению моста, имеющего сегодня статус объекта культурного наследия федерального значения, провели лишь в 2009-2010-м гг.
В статье использованы изображения с сайта gorod.kaluga.ru