Когда искренне любишь природу, красоту найдешь везде.
Винсент Ван Гог
Советские ботанические иллюстраторы - как же мало мы знаем о них. Можно сказать, что практически ничего. Какими они были? Чем жили? Что открывали прежде всего для себя самих? О чем думали и мечтали? Как могли заметить необычное в самом простом и обыденном?
Я думаю, что все дело в любви ко всему живому и простое желание запомнить, запечатлеть, зарисовать эти прекрасные, удивительные и самые чудесные мгновения, пропустить их через душу и сердце, не отмахнувшись в повседневности.
Восхищаюсь насколько тонко и трепетно можно чувствовать этот мир, радоваться как ребенку полету бабочки или стрекозы, жужжжжжанию шмеля и капле росы на ромашке. Какой широкой должна быть душа, вмещающая в себя этот прекрасным мир. Он удивителен, если относиться к нему как к чуду)))
В нашей жизни все так быстро проходит в суете и заботах, и мы все бежим, спешим, торопимся куда-то или мечтаем о чем-то большом и ощутимом, но совершенно можем не замечать самого простого... Вчитайтесь в эти природные страницы жизни...они способны зажечь огонек даже в самой скептической и прагматичной душе, раскрыть, распахнуть и растрогать до слез...
И гриб, кажущийся самым простым и обыденным, может поведать свою загадочную историю о том, как он пришел в этот мир, на эту полянку...и почему он не такой ровный, как его сосед, а чуть кривоват на левый бок... Сколько он порадуется никто не знает. Возможно, что попадет в корзинку грибника или в лапки белочки, а может быть станет продолжением своего рода... Но может случиться настоящее чудо и его заметит настоящий ботаник-акварелист и оставит акварельную память на долгие-долгие годы. Вы только представьте себе, какое это настоящее волшебство! Вот о таком удивительном человеке я и хочу вам рассказать)
Вадим Максимович Гудков - натуралист - биолог и художник. Он очень рано повзрослел: отец не пришел с войны, семья осталась большая, пришлось оставить школу и пойти работать.
Но это будет позднее, а пока, в школьные годы Вадим грезил о том, чтобы стать художником-натуралистом и с большим усердием занимался в Кружке Юных Биологов при Московском Зоопарке. Всё хотелось понять, разобраться, почувствовать, запомнить и зарисовать. Живой интерес - этого так не хватает нашим детям!
Вадим был максимально открыт к познанию и первооткрывательству. Он поглощал, изучал, набирался знаний, опыта, знакомился с редкими видами животных и мечтал увидеть их естественной среде обитания.
Рисованию Вадим обучался на факультете рисунка и живописи Народного университета культуры в Москве, получая уроки и консультации у художников-анималистов - академика В.А. Ватагина, Д.В. Гролова и Н.Н. Кондакова.
Младшие кюбзовцы его просто обожали. Никто лучше Вадима не различал так прекрасно птичьи трели и не распутывал звериные следы на снегу. Он умело читал загадки природы, а еще вел удивительные дневники - с зарисовками, фотографиями, своими наблюдениями. Они были написаны живым, легким научным языком, без шаблонов, скуки и занудства.
А затем стал сотрудником Института Океанологии АНСССР. С 1970 года и до последних своих дней работал в Институте экспериментальной морфологии и экологии животных РАН. И где он только не побывал: Новая Земля, Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Камчатка и Чукотка. Был и зарубежом - в Монголии, Вьетнаме, на Антильских островах, в Бразилии и на Гибралтаре. Принимал участие во многих морских экспедициях. Изучал, делал зарисовки различных птиц, рыб, моллюсков, китов и других разных животных.
Вадим Максимович оказался совершенно потрясающим графиком, а его акварели были восхитительно прекрасны, наполненные легкостью и светом. Как говорят сейчас - "его стиль был узнаваем". Он очень легко и достаточно изящно очерчивал абсолютное сходство и научную достоверность.
Самое интересное, что рисовал практически всегда в естественной среде, передавая свое восхищение, свой детский восторг, точно подчеркивая красоту и совершенство. Сбылась детская мальчишеская мечта - увидеть богатство этого мира и уметь передать эту красоту в акварели. Как прекрасно, когда мечты сбываются.
Из воспоминаний коллег по работе: "Блокнот надёжно устроился на большой доброй ладони, карандаш легко касается бумаги. Бабочка поводит длинными с колечком усиками – ловит аромат цветов, вот вспорхнула, улетела. А готовность к взлёту, трепет крыльев уже запечатлены. Сколько было таких встреч с едва пробудившейся природой! Для детей это только три странички и пять зарисовок в «Юном натуралисте». Нет, не «только». Это подсказка, приглашение – самому прочитавшему стать первооткрывателем. Какие птицы первыми прилетят в твой край? Кто первым найдёт цветущую мать-и-мачеху?"
Вадим Максимович прошел по жизни светлым, увлеченным и необыкновенно влюбленным, в каждое природное творение, человеком. В нем был удивительный и редкий дар натуралиста-биолога, а так же очень тонкого художника. Он мог заприметить, описать и запечатлеть на бумаге. Любил побродить по лесу, побывать на реке. Был там, где ветер можно обнять руками, надышаться всей грудью воздухом внутренней свободы, прочувствовать лесную свежесть и пошуршать опавшими листьями, уйти от суеты города. Старался стать незаметным, неощутимым, невидимым, чтобы приблизиться в чуду, умыться росой, прогреться под первыми солнечными лучами и собрать энергию земли, не нарушив баланса и принеся с собой только радость. В природном мире свои законы, которые нельзя нарушать человеку.
Коллеги часто говорили, что Вадим Максимович был просто "добрым дыханием природы" и как будто "приоткрылась ещё одна дверца в её храме, где тебя встречают с радостью". Он был чрезвычайно душевным человеком, без пафоса и высокомерия, легко и просто мог говорить как с начинающим сотрудником, так и обычным школьником.
Когда-то Петр I "прорубил окно в Европу", а Вадим Гудков распахнул ставни окна в природный мир, показывая нам как на ладони все загадки и тайны. Не в этом ли счастье? Почувствовать, принять и показать миру!
Ботаническая иллюстрация лишь малая часть работ Вадима Максимовича. Он с большим интересом и сноровкой иллюстрирует различные научные труды по птицам, зверям, и различным моллюскам. Ему предлагают стать одним из иллюстраторов третьего издания "Детской энциклопедии" в разделе ботаники, а также "Красной книги России и Красной книги Москвы. Гудков постоянно печатается в журналах "Природа и охота", "В мире животных" и многих других.
В журнале "Юный натуралист" Вадим Максимович ведет рубрику "Школа следопыта", где печатает свои небольшие наблюдения с рисунками под псевдонимом, а уже с 1979 года - своим именем.
Вадим Максимович оставил огромную коллекцию рисунков и дневников, которую по его завещанию были переданы в фонд Дарвинского музея. А в Зоологический музей МГУ еще при жизни передал удивительнейшую орнитологическую коллекцию, которую собирал всю свою жизнь.
Очень жалко, что о ботанических иллюстраторах Европы мы знаем гораздо больше, чем о своих. И может они не сделали великих открытий, но совершенно точно смогли показать нам удивительное в простом, свое неординарное видение окружающего мира, чистоту души и необъятное сердце.
Любовь к мгновению, к каждому дню, к жизни...любовь ко всему живому через сердце и душу - в мир, каждому из нас!!! А нам остается лишь одно - принять, ценить и беречь, как самое важное и дорогое, то, что не возможно купить, потому как душа - она не продается, ей можно только поделиться...и в этом ее великая ценность...
Всегда с вами - Летящая стрекоза))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))