44 подписчика

От Лазаря до Юрия: 6 интересных фактов о детской «железке» в Ростове

156 прочитали

Запуск Ростовской детской железной дороги после длительной реконструкции стал в столице Юга одним из ярких событий 2022 года. Реконструкция ДЖД длилась несколько лет. Проработала детская узкоколейка около трех недель. Затем паровоз, другие локомотивы и пассажирские вагоны отправились на отдых до ближайшего лета. А пока предлагаю совершить небольшой экскурс в историю этой детской дороги, где все по-взрослому.

Фото пресс-службы Северо-Кавказской железной дороги
Фото пресс-службы Северо-Кавказской железной дороги

1. Однажды, почти век назад

Есть несколько историй о том, что способствовало появлению в главном городе Юга стальной магистрали для детей. Наиболее распространенная такая. В 1936 году (то есть, 97 лет назад) группа ростовских школьников участвовала в Слете юных строителей Детских железных дорог. Его проводил в Москве Совет содействия строительству ДЖД. Ростовчане заявили о горячем желании открыть в Ростове-на-Дону Детскую железную дорогу. Организаторы форума идею младших «коллег» поддержали, но сказали, что прежде в Ростове должны заработать и хорошо проявить себя кружки Юных железнодорожников. А вот строительство и открытие ДЖД пойдет вторым этапом и станет достойным продолжением этой юной и южной истории. Вскоре кружки заработали, а вот такую желанную ДЖД в Ростове-на-Дону запустили только через четыре года после Слета.

Фото из архива Ростовской ДЖД
Фото из архива Ростовской ДЖД

2. От Кагановича через Деповскую по Малой Ворошиловской

На фасаде депо ДЖД красуется 1940 г. Конечно же, это неслучайно. Строительство Малой Ворошиловской дороги (так сперва именовалась ростовская ДЖД) началось в августе 1940-го. Строители проложили рельсы вокруг Балабановской рощи (сегодня здесь расположен Парк культуры и отдыха имени Николая Островского). Протяженность «кольца» малой «железки» была 3,6 км. Также построили депо для небольших узкоколейных паровозов и две станции — Деповскую и Лазаря Кагановича. Строители управились за несколько месяцев (темпы — почти рекордные) и уже 9 ноября состоялось торжественное открытие Малой Ворошиловской дороги. Первый состав назвали просто — «Малыш». В нем было пять двухосных вагонов, в каждом из которых по 12 мест.

Станция Победа, бывшая имени Лазаря Кагановича. Фото из архива Ростовской ДЖД
Станция Победа, бывшая имени Лазаря Кагановича. Фото из архива Ростовской ДЖД

3. Рельсы для защиты и обороны

Но менее чем через год после открытия Малой Ворошиловской дороги случилось страшное — на СССР напала гитлеровская Германия, началась Великая Отечественная война. На Дону шли ожесточенные бои. Понятно, что многие объекты в городе, в том числе и Детская железная дорога, не работали. По кинохронике, фильмам и фото военных лет мы знаем, что рельсы, двутавровые стальные балки, швеллеры и прочие твердые металлоконструкции шли для изготовления противотанковых ежей, оборонительных сооружений. Все, что можно, отдавалось фронту, было вкладом в Победу. Свой вклад внесла и Малая Ворошиловская дорога: ее рельсы были использованы для строительства оборонительных сооружений.

Противотанковые «ежи» из рельсов. Фото с сайта autogear.ru
Противотанковые «ежи» из рельсов. Фото с сайта autogear.ru

4. Четыре года до полного восстановления

Вскоре после окончания войны Малую Ворошиловскую дорогу переименовали в Малую Северо-Кавказскую. Тогда же, в 1945-м, «наверху» приняли решение о восстановлении этой детской железной дороги.

«Движение по ней вводилось постепенно — на сокращенных кольцах, — рассказывается, в частности, на сайте отраслевого издания Gudok.ru. — Полностью дорога была восстановлена в ноябре 1949 года. К тому времени она имела (уже) три станции: Победа (бывшая станция имени Лазаря Кагановича), Оборонная (бывшая станция Деповская) и Солнечная».

А дальше шло постепенное развитие детской стальной магистрали в Ростове-на-Дону. Со временем она стала более протяженной — почти 4 км в окружности. У нее появилось несколько составов. Станция Оборонная стала носить имя пионера-героя, ростовчанина Вити Черевичкина. А весной 1961 года, после полета в космос первого человека, Малой Северо-Кавказской дороге присвоили имя Юрия Гагарина.

Узкоколейный тепловоз на Ростовской ДЖД. Фото из Википедии
Узкоколейный тепловоз на Ростовской ДЖД. Фото из Википедии

Несмотря на почти миниатюрные для транспортного предприятия размеры (малая протяженность, узкая колея, более компактные локомотивы и вагоны) здесь есть вся инфраструктура, необходимая для нормальной работы ж/д (депо, диспетчерская, учебные классы, семафоры, шлагбаумы и проч.). Все — по-взрослому. Да и школьники — учащиеся специализированных кружков, проходящие практику на ДЖД, весьма серьезно относятся к своим обязанностям. Знаю это не понаслышке: в детстве сам работал летом на Ростовской ДЖД. Да, тогда она уже не была Малой Северо-Кавказской: в 2013 году дорогу переименовали в очередной раз. Работать было интересно.

5. Паровозы — отдельная тема

Ростовская детская железная дорога — одна из немногих в мире, использующих до сих пор паровозную тягу. Можно сказать, что локомотив на паровом ходу — полноправный символ этой ДЖД. И сейчас, несмотря на наличие в «дорожном» парке современных тепловозов, один из составов возит исторический узкоколейный паровоз.

Паровоз Гр-185. Фото с сайта администрации Ростова-на-Дону
Паровоз Гр-185. Фото с сайта администрации Ростова-на-Дону

Паровозов у Ростовской ДЖД было несколько. До наших дней «дожил» один из них — Гр-185 (1948 года выпуска, трудится в Ростове с 1981-го) В 1996-м этот локомотив потребовал серьезного ремонта, и был отправлен в Тихорецк (там на юге находится база по восстановлению паровозов). Сначала руководство ДЖД хотела списать 185-й, но усилиями ветеранов локомотивной службы, решение изменили и локомотив отремонтировали. На его ремонт ушло почти четыре года. Летом 2000-го паровоз вернулся на детскую дорогу. Но затем, в 2003-м, Гр-185 отправили в Златоуст — «на ремонт и освидетельствование котла». Далее шла череда эксплуатационных и восстановительных работ. В мае 2015 года Гр-185 вернулся на ДЖД, в 2018-м ушел на запасные пути в депо, из-за начавшейся реконструкции дороги, а в октябре 2023-го снова вернулся в строй.

Паровоз ЮП на детской железной дороге. Фото из архива Ростовской ДЖД
Паровоз ЮП на детской железной дороге. Фото из архива Ростовской ДЖД

6. «Наследство» от большой СКЖД

Масштабная реконструкция детской дороги завершилась в 2022 году. Первый состав по обновленной магистрали прошел 13 сентября, в рамках мероприятий ко Дню города. Строители полностью заменили рельсы и шпалы, модернизировали и капитально отремонтировали вагонно-локомотивное депо, зал ожидания и кабинет-лабораторию в административном здании, благоустроили прилегающую территорию.

«Кроме того, мы проложили новый водопровод и установили старинные гидроколонки для заправки паровозов водой и оборудуем специальный пункт для заправки паровоза углем», — рассказывал местным СМИ начальник Ростовской ДЖД Сергей Ливенцев.

В прошлом году дорога работала недолго. 2 октября поезда отправились в депо до следующего эксплуатационного сезона, который начнется в июне 2023 года. Всего с момента запуска первого поезда после реконструкции инфраструктуры по ДЖД проехали более 20 тыс. детей и их родителей.

 Тепловоз ТУ10-019. Фото пресс-службы СКЖД
Тепловоз ТУ10-019. Фото пресс-службы СКЖД

Сегодня Ростовская детская железная дорога располагает двумя именными составами — «Атаман Платов» и «Тихий Дон». Названия позаимствованы у фирменных поездов Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД). Всего в парке дороги девять вагонов, один паровоз, три действующих тепловоза и один — недействующий.

По воскресеньям, во время эксплуатационного сезона, курсируют оба именных состава: один с тепловозом ТУ10-019 «Колибри», второй — с паровозом Гр-185. По остальным дням ходит лишь один состав с тепловозом.

На этом пока все. Спасибо, что дочитали до конца!

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки. Пишите комментарии.

До скорых встреч!