А сегодня у меня есть кое-что о главном защитнике галактического отечества, которое Империум человечества, — Уриэле Вентрисе и о том, чем на самом деле являются книги Грэма Макнилла, привычно маркируемые нами как «фантастические боевики».
Сейчас в цикл об Уриэле Вентрисе входят семь толстых романов — или, наоборот, прискорбно нетолстых, и пара рассказов. Напомню вкратце их содержание. Итак, в первой книге — «Несущий Ночь» — Уриэль разбирается с коррумпированной верхушкой на планете Павонис и в то же время сталкивается с ужасающим осколком К’Тан. В «Воинах Ультрамара» Уриэлю придется защищать население мира Тарсис Ультра от тиранидов. Далее у нас «Черное Солнце» — то самое, где адский паровоз и Око Ужаса. О возвращении в Ультрамар повествует «Зона поражения». Затем идет «Долг Ордену» — Уриэль возвращается в Ультрамар, но прошлое в лице Хонсю является за ним. И, наконец, круг замыкается: Уриэль возвращается на Павонис, чтобы защищать его уже от тау в романе «Отвага и честь».
О седьмом романе — чуть позже.
В последовательности событий прослеживается четкая литературная система. Перед нами эпическое сказание, выстроенное по канонам старинного народного эпоса. Или, если угодно, былин.
С чего начинается повествование о настоящем былинном богатыре?
Он совершает богатырские, но не выходящие за рамки обычного героизма подвиги. Стоит, так-скать, грудью за землю Ультрамарскую. Структура повествования всегда одинакова: зачин (рассказ «Сила приказа», в котором Уриэль показан еще не капитаном — и в котором содержится моя любимая цитата «кровь с осколками зубов брызнула на дверь бункера»), а за зачином следуют подвиги богатыря в обычном, человеческом мире. Уриэль лихо разбирается с кознями предательских олигархов (к нам бы его хоть на недельку!), но это мог бы сделать и второстепенный персонаж. А Уриэль все-таки герой в самом эпическом смысле. Поэтому в первом романе он уже сталкивается с Несущим Ночь, который оставляет на нем неизгладимые душевные шрамы, а Пазаний получает еще и серебряную руку.
Следующая инициация богатыря — это путешествие в Верхний Мир и победа над нечеловеческим противником. В условиях Вархи это легко реализуется, благо сражения ведутся в космосе, а максимально нечеловеческий противник — вот он: тираниды жрут планету.
Инициации обязательно связаны с искушением. Первое искушение Уриэль проходит, даже не заметив его: речь о Мортифакторах. Все-таки привычка пить кровь — так себе удовольствие, хотя это тоже инициация воина, причем одна из древнейших, но Уриэль, обдумывая происходящее, подчеркивает для себя, что он сторонник более цивилизованного поведения.
Но плох тот богатырь, который познает только свою светлую сторону. Ему положено спуститься в Нижний Мир, столкнуться с чудовищами, демонами, заложными покойниками и своей личной темной стороной.
Между прочим, демонический паровоз стал мемом, а ведь это прекрасная идея: сплав современных технологий и древнейших верований в темные силы. Ну, и как еще перемещать богатыря в Нижнем Мире, если не на транспортном средстве — а коней тут не водится?
Здесь искушения намного более явные: Уриэля искушают сперва лихой люд — космические пираты под руководством Ардарика Ваанеса, а затем Хонсю, которому отведена роль кого-то вроде Змея Горыныча у врат Кощея Бессмертного — Пертурабо. «Черное Солнце» и по содержанию очень близко к старинному эпосу: Уриэлю следует найти магические артефакты и освободить царевну. Кто скажет, что Демонкулаба — это не похищенная царевна, которая томится в неволе и подвергается жесточайшему репродуктивному насилию, пусть первый бросит в меня камень.
У капитана Вентриса есть все признаки былинного богатыря: волшебные помощники — сперва инквизиторы, а затем и Омфал Демониум, верный друг, он же оруженосец — Пазаний Лисан, и, наконец, его темное отражение — Свежерожденный.
Дальнейшие приключения также диктуются освященной временем схемой: богатырь проходит обряды очищения, доказывает, что его не затронула порча Нижнего Мира, что он вернулся не ожившим мертвецом, — а затем по его душу является мстительный Змей Горыныч, опустошая Ультрамар в отместку за похищенный артефакт, за отказ служить и просто потому, что вот такой он гад, этот Хонсю.
И в финале Вентрис возвращается к нормальным человеческим подвигам на человеческой земле.
Почему же седьмого романа пришлось ждать так долго?
Потому что следующий подвиг нашего эпического героя — это новая инициация и переход в новое качество. В русских былинах герой часто женился на царской дочке и становился князем. В античных мифах боги забирали его к себе на Олимп.
Но Калгар помирать явно не собирается, значит, князем Уриэлю не бывать. Царевну в жены космоморяку не получить по известным причинам. На Олимп к богам ему тоже рано: читатели не простят (хотя экипаж Сизифея они как-то пережили). Остается только счесть цикл завершенным, и пусть про Уриэля дальше пишет Хейли… И тут GW делает царский подарок — концепцию примарисов. Как раз для того, чтобы наш богатырь символически умер, возродился в новом, более совершенном качестве — и отправился сражаться уже с самой Смертью, то есть с некронами, в книге «Мечи Калта».
На этой ноте цикл может быть действительно завершен. Хотя… у нас еще такая инициация, как помещение в дредноут, не реализована. Да и мало ли что придумают новенького в бэке. Главное — дождаться.