Есть стереотип, что немцы очень любят всё большое и громоздкое в своих изобретениях, особенно в военном деле. Для этого даже придумали общее название "Вундерваффе". Но ведь русские ученые-инженеры не сильно далеко ушли в своей тяге к большому.
На момент начала двадцатого века в России до сих пор использовался деревянный речной флот, причем такой, аналогов которому не было в мире. Олицетворением этого чуда был корабль "Беляна".
Хотя, конечно, кораблем назвать его можно назвать с натяжкой, скорее это был плот. Использовался он исключительно для перевозки груза, а именно деревьев.
Длина корпуса у этого чуда инженерной мысли составляла 100 метров, ширина - до 30 метров, а высота - около пяти. Сам он был полностью деревянным, а парус делался из рогожи.
Верхней палубы, как таковой, не предусматривалось, а прочности достигали более плотным складыванием перевозящихся материалов.
Строительство корабля проходило сурово и беспощадно для русских лесов. Крестьяне собирались на несколько месяцев в тайгу, где, живя в специальных зимовках, рубили лес на строительство.
Чаще всего это были сосны и ели, а сам борт судна получался белого цвета, за что корабль и получил своё название - "Беляна".
С помощью брёвен делали барку, после чего складывали остальную древесину. Штабеля складывали с пролётами, чтобы не было проблем добраться до днища корабля, если начнется течь.
Как только лес, который перевозили, нарастал над бортом, то его увеличивали в размере. Так как весь трюм был целиком приспособлен под грузоперевозку, то для команды могли ставиться специальные каюты в виде домиков, возвышающихся над палубами.
Для боцмана, как правило, строили самый большой домик, который украшали флагами.
Возить эти гиганты могли впечатляющие объемы. Среднего размера корабль мог перевезти до двух с половиной миллионов килограммов.
Самые большие представители класса могли похвастаться перевозками грузов более 13 миллионов килограммов.
Судьба самих кораблей была не завидна - жизнь этих судов продолжалась один единственный рейс. После первого же плавания его разбирали, так как зачем дереву пропадать?
Основными реками, на которых их использовали, были Кама и Волга. Конечная точка была в Каспийском море, в Астрахани они останавливались.
Больше всего они плавали в Царицын (нынешний Волгоград), где и справляли дерево.
Но почему к началу двадцатого века были так популярны эти деревянные громадины?
Всё дело в том, что в 19-м веке началась эпоха пароходов, которые пришли и в Россию. Но тогда они заправлялись с помощью дерева, поставка которого должна была быть поставлена на поток.
Для организации логистики решили использовать речную перевозку, причем на кораблях, которые и сами можно разобрать на дерево. Лишь некоторые суда этого класса использовались повторно.
После массового перехода пароходов на нефть потребность в Белянах отпала, вот уже около сотни лет эти корабли не используются.
Также это было хорошим подспорьем для крестьян и местной бедноты. Профессия бурлака тогда расцвела, тысячи крестьянских мужчин шли на лесозаготовки, чтобы иметь возможность прокормить семью.
Более того, известны случаи, когда на такие работы выходили целые семьи, но женщины и дети ценились меньше в этой деятельности.