Найти тему
Аника Апрельская

Появился кончик ниточки. Размотаем ли весь клубок? Перевал Дятлова.

И снова здравствуйте, с вами опять я, Анна Апрельская.

Я продолжаю лить воду на мельницу моей космической версии.

Вряд ли найдется разумный, адекватный человек, который будет отрицать тот факт, что 02.02.1959 г. с Капустина Яра была попытка запуска ракеты Р-5М. Причем в таблице пусков в эту дату указано: Р-5М 8К51 далее красным, как аварийный пуск - дополнительная информация об этой ракете в виде следующей комбинации букв и цифр: Б 1-4 (8К52). И также вряд ли найдется человек, способный расшифровать эту комбинацию, чтобы уверенно сказать, о какой модификации ракеты идет речь.

Вот такое странное обозначение, красным показан аварийный пуск.
Вот такое странное обозначение, красным показан аварийный пуск.

информация о пусках взята с https://spasecraftrocket.org/s_kapyar1959.html

Пока не будем говорить о технических характеристиках ракеты Р-5М. Допустим, что нам они не известны.

Почему же запуск или даже попытка запуска этой ракеты заинтересовала меня?

  1. Запуск или попытка запуска этой ракеты приходится на дату предполагаемой гибели туристов группы Дятлова, а именно, 02.02.1959г., причем в уголовном деле даже уточняется время суток: в ночь с 1-го на 2-е февраля.
  2. В боевом листке, датированном 01.02.1959г. указано время сборки печки: 1 час 02 мин.27,4 сек., если предположить, что оно соответствует московскому времени старта ракеты, либо рассчитанному дятловцами времени появления ракеты над районом Отортена, то это как раз и будет в ночь с 1-го на 2-е февраля. Мне кажется такое совпадение несколько странным, так как и следствие и сами туристы будто бы имеют в виду одно и тоже время в одну и ту же дату.
  3. Туристы, причем опытные, вместо того, чтобы 1-го февраля идти от верховьев Ауспии через перевал к Лозьве и, затем, к Отортену, как планировали в Плане похода по дням, и устроить ночевку в зоне леса, выбрали в качестве места для ночлега продуваемый всеми ветрами склон ХолатЧахля, не предусмотренный планом похода, причем пройдя всего 1,5 км от предыдущей теплой ночёвки (с костром и печкой) в зоне леса. Такое решение кажется нелогичным. Если только у них не было уважительной причины провести предстоящую ночь именно на склоне ближайшей к их маршруту горы, т.е. - на высоте.
  4. Туристы имели, как минимум 4 фотоаппарата, светофильтры, экспонометр, дополнительный объектив, подставку для фотоаппарата, автоспуск, кино и фотопленки в большом количестве. Все это говорит о том, что они имели возможность делать много снимков по ходу маршрута, начиная со Свердловского вокзала и далее, не особо переживая, что не хватит пленок. Возможность сделать подробный фотоотчет у них была. Однако после проявки и распечатки обнаруженных в фотоаппаратах пленок, кадров, посвященных именно этому походу, оказалось не так уж и много. Некоторые пленки имели много неотснятых кадров, которые туристы, возможно, планировали доснять по пути к Отортену, а уже там заправить все фотоаппараты новыми пленками, чтобы снимать с высоты Отортена что-то особенное. О желании что-то наблюдать с вершины горы говорит и наличие у них бинокля. Вот только подняться на Отортен 1-го февраля они не успевали. Этим можно объяснить и необычное поведение Дятлова, его нервозность и незапланированную остановку на другой высоте.
  5. Об ожидании чего-то необычного говорит и всем известное выражение Золотарева, что скоро о них узнает весь мир. Весь мир в это время жил ожиданием полета человека в космос, именно это было самым важным и именно это событие могло "перевернуть" весь мир, тем более, что оно могло произойти в дни внеочередного, 21 съезда КПСС, а к съездам, как известно всегда случались важные для страны события. Именно в боевом листке от 1- го февраля "Вечерний Отортен" впервые появилась "передовица" с отсылкой к съезду в привычной для студентов шутливой форме, тем более, что они находились в ожидании необычного события. Что интересно, именно в этом походе, Дятлов нарушил свое правило не брать девчонок в зимний поход.
  6. Мог ли быть пуск ракеты Р-5 М с с ядерным боезарядом во время одностороннего моратория на ядерные испытания, да еще во время съезда, с Капустина Яра в сторону Аральского моря таким событием? Конечно, нет. А если нет, то куда мог планироваться пуск ракеты и с какой целью?
  7. Пуск ракеты мог состояться в рамках программы по исследованию космоса, тем более, что геофизические ракеты типа Р-5 уже использовались для таких исследований. В 1957г. с помощью ракеты - носителя Спутник 8К71 ПС, созданной на базе ракеты Р-7, было запущено 2 ИСЗ, в 1958 г. был запущен третий. А 05.01.1959г., т.е. непосредственно перед стартом 02.02.1959 г. ракеты с Капустиного Яра в СССР было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 22-10сс, определившее задачи подготовки полета человека в космос. Весь 1959 г. прошел в рамках лунной программы, было запущено три межпланетных корабля и все к Луне, причем в качестве ракеты носителя был использован Восток -Л, но уже созданный на базе ракеты Р- 7 модификации 8К72, а не 8К71, как в случае запуска спутников в 1957г. 22.05. 1959 г. принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, предусматривавшее разработку космического корабля для полета человека в космос, а также спутника оптической разведки. 10.12.1959 Принято Постановление Совета Министров СССР о задачах по осуществлению первого полета человека в космос. Таким образом весь 1959г. ознаменовался разработкой новых космических кораблей Луна на базе ракеты Р-7 новой модификации 8К72 вместо 8К71, которые отправлялись в сторону Луны и разработкой новых космических кораблей Восток на базе той же ракеты Р-7 модификации 8К72 вместо 8К71 для отправки их в 1960 и 1961г.г. в космос как в беспилотном режиме, так и с человеком на борту. А от использования ракет Р-5 для космических запусков отказались.
  8. Но чтобы понять бесперспективность ракет этого типа для полетов в космос и возврата на Землю, нужно было проверить их работу, что, называется, в деле. Если раньше ракеты типа Р-5 в геофизическом варианте запускались строго вверх и возвращались обратно, примерно в район пуска, а ракеты Р-5М (8К51) использовались для военных целей, то ракеты Р-5М (8К52) имели другую модификацию и могли использоваться для космического полета в мирных целях. В 1958г. с Капустина Яра было запущено 32 ракеты Р-5М обычной модификации и только запуски 5 из них - отличались. Так, 3 и 4 ноября 1958 г. были запущены модификации 8К51Д, а 21, 28 ноября и 19 декабря 1958г. были запущены модификации 8К52, остальные все старой модификации 8К51. Причем все эти запуски не были аварийными. Все это похоже на переход на новую модификацию ракет носителей, связанных с космосом в лунной программе в 1959г. и в космической программе по освоению космоса человеком в 1960 и 1961г.г., рассмотренных в п. 7 настоящей статьи. Все аналогично, только происходило это в конце 1958г. и без разработки новых кораблей, а путем разработки новой модификации ракеты Р-5М. При этом в начале 1959г., в январе пусков модифицированной ракеты не было, а 02. 02.1959г., в день гибели группы Дятлова, пуск был, но, впервые, после удачных пусков в 1958 г. - аварийный. По-видимому, эта авария настолько была неприемлема для руководства страны и конструкторов, что от использования ракет типа Р-5М для освоения космического пространства человеком отказались.
  9. Почему же она могла полететь в район Отортена и приземлиться там? Во-первых, это наиболее близкая и пустынная местность по направлению на Восток от Капустина Яра. Во-вторых, приземление в рамках программ, связанных с исследованием космоса, особенно на первых порах, могло произойти в самых неожиданных местах, как и показала в дальнейшем практика запусков космических аппаратов и кораблей. Чтобы отладить работу большого коллектива людей, отвечающих за свой участок работы, проверить работу поисковиков ночью, в сложных горных, зимних условиях, в безлюдной местности и мог быть выбран район Северного Урала, в котором оказались наши туристы.
  10. Район приземления не мог быть точкой, он всегда имеет радиус отклонения от цели, поэтому для приземления, не спускаемого космического аппарата, которых тогда еще не было, а спасаемой головной части ракеты на Землю определялся район возможного приземления, который подлежал строгой охране от появления посторонних лиц, а саму головную часть, представляющую собой секретную конструкторскую разработку, необходимо было вернуть в Москву для исследований. Вся эта работа требовала немалого количества людей, но саму спасаемую головную часть поисковикам необходимо было еще найти, используя подаваемые ей сигналы.
  11. Как мог Игорь Дятлов, радиолюбитель и выпускник радиотехнического факультета упустить возможность поиска космического аппарата? Но откуда руководитель похода Игорь Дятлов, спросите вы, мог узнать о предстоящем запуске? А узнать он мог от своих друзей - туристов, например, от Богомолова В.Ф., члена маршрутной комиссии, который работал с Семихатовым Н.А. в СКБ - 626, занимавшемся разработкой и изготовлением систем управления баллистическими ракетами. Кстати, Богомолов познакомился в походе на Алтае с инструктором Золотаревым, который устроился затем на Коуровскую турбазу под Свердловском и оказался в группе Дятлова. Игорь мог узнать о запуске и от своих друзей по всему свету - радиолюбителей, а также от высокопоставленных родителей членов группы, состоявших в партии, или от профессоров ВУЗа, в котором он учился и работал. Не будем забывать и о месте работы Колеватова в Москве. Считаю, что возможность узнать у них была.

А теперь еще раз вернемся к техническим характеристикам ракет Р-5 и Р -5М:

-2
-3

Действительно, у этих ракет дальность действия меньше того расстояния, которое необходимо преодолеть ракете до района Отортена. Однако, конструкторы вполне могли поработать над этим вопросом и в новой модификации использовать возможности по снижению веса ракеты, внесению конструктивных изменений в ее двигатель для увеличения тяги и уменьшение его веса, изменению аэродинамики, совершенствованию системы управления полетом, возможно вывода ракеты на большую, чем обычно, высоту. Я считаю, что Королев, как главный конструктор, вполне мог решить эту проблему для увеличения дальности полета.

Только вот сделанных изменений, по всей видимости, оказалось недостаточно, запуск оказался аварийным и было принято решение о разработке новых кораблей для освоения космоса.

Это только версия, я, как и все люди, могу ошибаться.

Очень интересно услышать мнение тех, кто хорошо разбирается в возможностях увеличения дальности полета.

Всего вам доброго, до новых встреч в эфире!