Группа КИНО (и Виктор Цой в частности; ведь сколько ни следуй его заповеди мы всегда всё делали вместе, не отделять его от группы мало у кого когда-либо получалось) давно стала прочнейшим культом в России и во многих соседних странах.
Причём КИНО давно больше, чем одна из основных скреп необъятной. Слегка позабытая в 90-х как нечто отжившее, пусть и оставшаяся в памяти миллионов объединяющим Цой жив, уже в 2000 году, после оцифровки дискографии и спорах об авторских правах, группа зажила заново. Пошла переоценка всего наследия ленинградского квартета.
Произошло это также после трибьюта КИНОпроб и выпуска сборника лучших песен Истории этого мира. Во многом не без подтрунивания Нашего радио, благодаря которому русский рок получил на рубеже веков фактически последний звёздный час.
Со временем о группе было изучено почти всё чуть ли не через бинокль вплотную, однако не всем ныне остаются известными некоторые песни КИНО, которые заслуживают куда большей оценки. Причём это могут быть как известные нетленки, так и скрытые от посторонних глаз ауттейки и другие версии, например.
#музРельеф сделал плейлист из 30 субъективно любимых песен репертуара вечного коллектива, которые немного обошли стороной основную аудиторию. Ведь для неё КИНО в основном это Группа крови, Пачка сигарет, Кукушка и Звезда по имени Солнце. Оно и верно, однако не совсем. Давайте убедимся в этом ликбезом ниже.
❗️ Подборка затрагивает фактически всю дискографию КИНО, однако не является полным спектром редких записей, которые тут не упомянуты. Поехали.
- 30. Ночь
Соратник и предвестник такого же минималистичного трека Спокойная ночь (его ранняя версия тоже интересна), появившийся двумя годами позже на легендарном альбоме Группа крови). А пока в 1986 году на одноимённом студийнике Ночь группа демонстрирует свою переходную стадию. Так, юношеско-наивный романтизм про любовь и окружающее плавно переходит в мрачное осмысление мира и осознание собственной физической невечности.
Заметить это непросто здесь, так как на протяжении всего альбома чувствуется слабая неуверенность. Тем не менее начало было положено, а любовь Виктора Цоя к самому понятию и образу Ночи будет ясно истолкована и использована в последующих культовых релизах.
- 29. Любовь – это не шутка
Заглавная песня так и не вышедшего в середине 80-х одноимённого альбома. Его звуковую дорожку размародёрили на половину сборника Неизвестные песни (1992) и к бонус-версии Ночи. Вплоть до 2020 г. запись не была в первозданном виде обнародована, однако часть материала гуляла официально и в открытом доступе. Заглавный трек аналогично.
В этом наивном и сыром пост-панке можно услышать едва ли не последний вариант звука и заигрывающего с любовью настроения раннего КИНО... Незадолго до того, как подруга Бориса Гребенщикова Джоанна Стингрей, рьяно спонсировавшая русский рок тогда, привезла современную на тот момент звуковую аппаратуру. Ну а дальше вы знаете.
- 28. Музыка волн
Один из явных образцов поэтической лирики Виктора Цоя того же времени. От стихотворной песни, написанной под влиянием нескольких лет жизни с женой и будущей правопреемницей авторских прав на песни КИНО Марьяной Цой (отдых с ней в Крыму, семейная жизнь в целом, рождение сына, дальнейшее расставание). Впредь от Музыки волн, музыки ветра... будет веять романтикой, поздневесенними светом, теплом и свежестью.
Музыкой волн далее будут не раз озаглавливать неофициальные литературные сборники с текстами песен группы. А Цой, сам того не желая до самой своей трагической смерти в 1990 году, так и останется на переднем плане.
- 27. Жизнь в стёклах
Неосознанная ода родному Ленинграду: будто бы тихий крик осознанного отчаяния, пробивающий робко себе дорожку через окна и стены центра города на Неве, а также минуя дворы новых тогда спальников и вечную хмурость под этот смутный подпольный микс регги и рок-н-ролла.
Песня изначально была длиннее и имела увеличенную инструментальную часть. Однако с целью сокращения хронометража альбома и ликвидации якобы брака, она была урезана в финальном варианте в студии, и далее издавалась только в таком виде.
- 26. Бездельник
Апогей раннего КИНО эпохи Тропилло, Вишни и Гребенщикова – песня Бездельник, чуть ли не главная визитка группы (тогда ещё дуэта с Алексеем Рыбиным) начала 80-х, которая охарактеризовала состояние, положение и мироощущение вокруг студенческого (и не только) поколения чуть более, чем убедительно.
Написана она буквально на диване в период когда примерно полтора года Виктор Цой не учился и не работал, ходил к друзьям. В остальное время занимался музыкой. В какой-то степени это хороший гимн для целого поколения неудавшихся дворников и сторожей.
- 25. Малыш (акустика)
Черновой кассетный трек на гитаре, обнародованный десятилетие спустя после смерти фронтмена КИНО оброс слухами и загадками вокруг ряда вопросов. Кому посвящено? Жене, сыну, любовнице? Шутка ли это в ответ на нервные перлы Сергея Пенкина при его совместных с КИНО выступлениях или всё серьёзно? Что значит не могу, уж воль, не могу?..
Версий предостаточно, однако другой фактор наиболее весом: в 2002 году песня зажила второй жизнью, воскресившись силами группы Мумий Тролль. В интимном исполнении Ильи Лагутенко прям самое то. Только это не господин Лагутенко изначально, а Виктор Робертович. Знайте!
- 24. Дерево
Почти двухминутный минималистичный отклик с флейтой на тему чего-то взращённого тобой с огромной прижизненной любовью (будь это твой ребёнок или что-то другое). Тронуть способно до слёз.
Кстати, сохранился оригинальный рукописный текст автора. А ещё признание песне выражали Егор Летов и Борис Гребенщиков. Этого, и не только, чуть более, чем достаточно.
- 23. Апрель
Упущенный массами сольный акустический фолк-рок-номер Цоя, никогда не игравшийся на публике, полон образов мифологии, природного символизма, неоромантического импрессионизма с движением вверх, с печалью и надеждой лирического героя. Привет Звезде по имени солнце, с которой созвучие намечается уже в первой строчке. А исследователи лирики Цоя будут и ныне гадать, кому сеё посвящение (варианты будут от Иисуса Христа аж до Михаила Горбачёва).
Поскольку Следи за собой считается в основном предсмертной запиской Цоя (о ней ещё поговорим), всё же нельзя в этой роли исключать Апрель, так как данная песня написана и выпущена позже первой.
- 22. Каждую ночь
Регги-рок-номер в весьма необычной даже для раннего КИНО исполнения изначально залетел после дебютного 45 (1982) в официальный демо-бутлег 46 (1983) , из которого альбом Начальник Камчатки преимущественно и вырос. Ещё одна ода родному Ленинграду, в котором третий день с неба течёт вода, очень много течёт воды...
Каждую ночь активно исполнялась на концертах с лёгким гитарным налётом, а также стала ещё более известной благодаря тому, что её не раз каверила Земфира (признана в РФ иноагентом).
- 21. Бездельник-2
Логичное развитие оригинального Бездельника, получившееся менее известным, оттого субъективно более интересным.
Второй Бездельник никогда не звучал в электричестве и написан был Цоем по мотивам одного из своих самых первых произведений. А гитарное соло тоже авторское оригинальное. Правда вся эта беззаботная дворовая красота о себе любимом вроде как никогда не исполнялась даже в предпоследнем составе.
- 20. Я объявляю свой дом (Безъядерная зона)
Антивоенный манифест, написанный специально для II фестиваля Ленинградского рок-клуба (символично его закрывавший), посвящённый застою, холодной войне и гонке вооружений, начавшихся недавно кончавшихся болезненно для страны к концу 80-х.
В марте 2022 года группа в оставшемся составе (Каспарян-Титов-Тихомиров, сын Цоя и пара сессионщиков), используя архивные записи вокала, перезаписали данную песню. И в тему: никогда Безъядерная зона не была ещё так актуальна за последние десятилетия, как весной 2022 года. Хорошее свидетельство того, что творческое наследие Виктора Робертовича не стареет. Скорее наоборот. Только контекст не всегда радостный, как в этом случае.
- 19. Время есть, а денег нет
Трёхаккордовый ударный гимн позднесоветскому моральному состоянию молодых людей, который одинаково в тему смотрится в каждому году бурным 80-х.
Время есть, а денег нет открывает официальную дискографию КИНО, и ещё в первые годы его существования получила широкую известность как в студийном, так и в концертном исполнении, которое продолжилось и в 10-х годах в оставшемся составе. А ещё она звучит в финале фильма Груз 200 Алексея Балабанова, однако, как и в случае с АССОЙ (где финальная Перемен тоже завершала почти трёхчасовой фильм) почти не воспроизводит его. Так что, если захотите посмотреть оба, лучше как следует подготовьтесь.
- 18. Весна
Изначально стилизованная под ранний рок-н-ролл пятидесятых в стиле Элвиса Пресли и отдающая тем самым жанру дань, Весна являет собой едва ли не лучший вариант раннего творчества группы КИНО (самого Виктора Цоя в частности, ведь тогда ещё полноценный состав даже не сформировался), а на этом этапе помимо можно много чего интересного открыть.
Изначально она появилась в 46, позже перезаписалась для Это – не любовь... (1985) Мало кому удавалось воспевать едва ли не самое светлеющее и зелёное время года из демисезонных. Веет свежестью, лёгким воздухом и свободой. Хоть окна нараспашку раскрывай и иди гулять! Подобное настроение крайне свойственно для первых песен.
- 17. Фильмы
Ещё одна необычная нетленка, созвучная с названием группы Фильмы исполнилась впервые в 1985 г. на III фестивале Ленинградского рок-клуба в юмористическом ключе про парня-интроверта, который размышляет о несложившихся в будущем отношениях с девушкой при совместном с ней просмотре фильма. Неприметный, но выделяющийся снимок середины 80-х, не получивший признания, которое он по-настоящему заслуживает.
На песню, как и на пару других, был снят незатейливый клип в том же шуточном исполнении, в котором Виктор Цой и компания без особых усилий осваивают искусство MTV. А на русский Youtube он залетел одними из первых.
- 16. Солнечные дни
Виктор Цой вместе с первым соратником по группе Алексеем Рыбиным обожал весну-лето, наверняка вдохновлялся осенью, а вот зиму, как и снег, который считал липкой дрянью, не любил.
Это доказывает антипод по настроению весенней Весне – соседствующий с Аллюминиевыми огурцами на дебютном альбоме 45 тогдашних новых романтиков КИНО, посвящение солнечным дням в вечно пасмурно-зимнем Ленинграде, по которым вечно холодной зимой только и остаётся скучать. И если весной уже не греешь пиво, то зимой вот везде неуютно, и пиво пить влом. Лучше об этом спеть сложно.
- 15. Камчатка
Ещё одна ода. На этот раз родной для Цоя котельной Ленинграда, в которой он трудился кочегаром вплоть до всесоюзного признания КИНО. Чуть позже котельная навсегда (особенно в первые годы после смерти Цоя) станет местом паломничества тысяч преданных фанатов.
В итоговом электро-варианте Камчатка исполнялась часто, вплоть до конца 80-х. Хотя в акустическом исполнении с демо-бутлега 46 звучит более живо и узнаваемо. Поэтому она здесь.
- 14. Попробуй спеть вместе со мной (версия из фильма Конец каникул)
На середину 80-х пришёлся пик обилия нового материала КИНО, и Попробуй спеть вместе со мной – как раз с того периода. Изначально она записывалась для очередного альбома Любовь – это не шутка, но с ним случилась история, описанная выше.
Часть треков также была включена в провальную (но субъективно потрясающую) любительскую короткометражку Конец каникул (посмотрите, если ещё не). Песня в нём обладает более тяжёлым, жирным звучанием искажаемой гитары, и пока ещё не в стиле группы АлисА 90-х. Это потом её причешут на современной аппаратуре с использованием семплера Сергея Курёхина, выпустив на Группе крови. А пока так.
- 13. Сосны на морском берегу (авторский вариант)
Записанные в оригинальном составе предположительно после записи альбома Звезда по имени Солнце, Сосны на морском берегу именно в черновом варианте обладают особым шармом и техничным звучанием: электронные звуки вкрапляются между гитарными шаржами и упругой басовой линией, делая мелодию уникальной. А описанный пейзаж явно создан Цоем под влиянием отдыха в Прибалтике конца 80-х.
Официальная версия, появившаяся в середине девяностых бонусом на последнем альбоме (безымянном, в народе КИНО или просто на Чёрном, 1990 года) к группе КИНО не имеет отношения; там даже гитарная партия не принадлежит Каспаряну. С нуля он с оставшимися участниками перезаписал её к концу 2022 года на официальном сборнике.
- 12. Следи за собой
Следи за собой, будь осторожен... Именно эта песня, записанная во второй половине 80-х (позже для Звезды по имени Солнце), и, после нескольких неудачных попыток издать её отдельным синглом без такой возможности в СССР, выпущенная в конце Чёрного альбома, является по мнению большинства главной предсмертной запиской автора. Вряд ли это действительно так (см. песню 23 песню по списку), скорее в качестве символизма, который Цой сам часто применял в творчестве и собственном образе.
На деле же песня сперва была написана в шуточной манере вместе с другом Олегом Котельниковым в вагоне поезда. Ирония на темы вариантов смерти сразу переросла себя и стала мрачным, пророческим предупреждением нескольким поколениям, при этом на концертах она успела прозвучать не раз.
- 11. Закрой за мной дверь, я ухожу (версия из фильма Конец Каникул)
Субъективно в Конце каникул начальная версия песни вышла наиболее проникновенной и снова жирной по звучанию. Да, здесь пока нет известной клавишной партии от профессионала Андрея Сингле, как звучит в Группе крови; хуже песня от этого не становится. Тем более под конец подпевка Цоя Меня ждёт на улице дождь... только усиливает производимый на слушателя эффект.
Бонусом в некоторых изданиях звучит минутная Смотри – это кино... По разным свидетельствам сыграна либо на одном из квартирников того времени, либо на съёмках культовой Иглы Рашида Нугманова. Издана впервые в 2002 году, и возможно даже хорошо, что осталась в таком виде.
- 10. Атаман
Последняя песня, записанная как Цоем под гитару на кассету в начале девяностых, так и в оставшемся каноническом составе, за год до смерти барабанщика Георгия Гурьянова в 2013 году. Отбракована журналисткой Наталией Разлоговой (имевшей с Виктором Цоем романтические отношения до его ухода) и хранившейся в личных архивах до 2012 года.
Во многом благодаря слаженной записи и фирменной гитарной партии Юрия Каспаряна удалось сохранить как классический звук КИНО, так и общую атмосферу, с использованием вокальной записи; пусть тогдашние технологии не оцифровали её в качество 100%. Дальше пойдут переиздания и расширенные выпуски всего каталога.
- 9. Просто хочешь ты знать
Самый упущенный трек с беззаботного дебютника, написанный Цоем по мотивам песни своей самой первой группы Гарин и Гиперболоиды, которая просуществовала около года.
Непосредственность, лёгкость, дворово-любовно-дружеская романтика без купюр и прикрас; всё, как есть. Простая жизнь одинаково бедных людей эпохи. Как минимум Просто хочешь ты знать доказывает прямо уникальность раннего периода КИНО 1982-1984.
- 8. Дальше действовать будем мы (версия из фильма Конец Каникул)
Не спешите писать комментарий типа Да это же известная песня, здесь всё не так однозначно, как кажется (см. также трек №16 и ещё один небольшой фильм про русский рок 80-х Йах-ха от Рашида Нугманова).
В более длительной продолжительности Дальше действовать будем мы открывает Конец каникул, явно документируя наступающую эпоху перестройки бурным летом 1986-го, когда все силы страны были брошены в пылающий 4 реактор Чернобыльской АЭС. Тем временем набиравший тогда обороты квартет показывал в очередной раз: дальше действовать будут они. И Олег Тиньков тут не при чём. К слову, клипом это видео показывали редко во времена канала A-One. Кто застал?
- 7. Нам с тобой (черновик)
На черновом варианте последнего безымянного альбома, записанного совместно с Каспаряном, после гибели Цоя осталось 7 песен, из которых в дальнейшем при окончательном сведении последнего альбома уберут многое, что добавляло особый шарм (дополнительные и/или искажённые гитарные соло, слегка другие мотивы и мелодии, больше надрыва в звуке, и так далее).
Демка Нам с тобой подтверждает вышесказанное. Послушайте. Зачастую она имеет больший спрос, чем основной вариант. Как минимум из-за того же урезанного соляка Каспаряна. Подобное касается Муравейника, Кукушки, Когда твоя девушка больна, и других черновиков.
- 6. Вопрос (авторский вариант)
Ауттейк эпохи записи Звезды по имени Солнце, взятый из архивов и поднятый со дна потерянной реликвией. Представлен широкой общественности в 2000 году.
Песня появилась тогда же на сборнике Истории этого мира, и представлялась на Нашем радио. Огромным достоянием она не стала, и всё же заслуживает признания. При своей простоте (от аккордов с боем до лирики про велосипед и те самые истории этого мира), данное демо притягательно и субъективно интереснее позже изданного оригинала.
- 5. Место для шага вперёд
Записанная на последнем прижизненном для Цоя альбоме КИНО, мажорная песня с фирменным ударным ритмом Гурьянова, басом Тихомирова и гитарой Каспаряна крайне редко исполнялась вживую и среди общепризнанных мало кем часто вспоминается. А зря.
Написана она была Цоем на съёмках фильма Игла, и очень кстати смотрелась бы в оригинальной киноленте. У меня есть братья, но нет родных. По слухам Рашиду Нугманову эта строчка и посвящена, а песня Алма-Ате, и другим окрестностям Казахстана, где в основном Иглу и сняли.
- 4. Кончится лето (черновик)
Песня, открывающая ту самая черновую запись финального безымянного альбома КИНО из рокового Латвийского лета 1990 года. Это потом ходили слухи, что кассету с теми песнями извлекли из разбитого Москвича музыканта после смертельной аварии с Икарусом на местной автодороге. Неправда, но кто знает.
Кончится лето здесь звучит мощнее и эмоциональнее. Обратите свой слух на гитары в последние 1,5 минуты. Не правда ли основа, краеугольный камень и образец пост-панка всех дальнейших десятилетий?
- 3. В наших глазах
V фестиваль Ленинградского рок-клуба в 1987 году запомнился именно этим рефреном, который войдёт в Группу крови годом позже. Он получил свой клип, без которого сложно представить программу Взгляд того же времени. С него начался эфир Нашего радио... Где он в конце концов только не звучал!
Однако из самых известных песен В наших глазах подозрительно отошла на второй план. Хотя именно здесь героический стержень Виктора Цоя и остальных участников явственно ощутим как никогда. А музыкально-лирическое содержание только и остаётся пристально изучать.
- 2. Раньше в твоих глазах... (из фильма Конец каникул)
Минималистичная пост-панк-рефлексия от происходящего, до недавних пор ранее нигде не изданная официально, разве что кроме сборника КИНО в кино.
Главная песня среди остальных, заслуживающая особенного внимания: проигранная в том же коротком фильме Конец каникул (1986), она являет зримый переход творчества от любовного романтизма к романтизму печального геройства, жертвенности и стойкости. Со временем последние темы разовьются ещё больше, а ива, запечатлённая в полупустом Киеве в год Чернобыля и ныне однозначно паломническое место.
- 1. Последний герой
Данный звонкий пост-панк существовал в огромных количествах версий: в акустике, на альбомах Начальник Камчатки, Ночь, Последний герой (оттуда и главный вариант исполнения).
Лид-мотив самого Виктора Робертовича, обращённый фактически к каждому слушателю и пророчески к себе самому. Потому, и не только, красуется выше остальных произведений, среди которых достоин признания на уровне самых известнейших. Не зря её любили играть на самых массовых концертах (на последнем в Лужниках в том числе, где горел Олимпийский огонь).
–
Цой жив. И не только Цой.
Слушайте 30 важных песен группы КИНО по ссылкам ниже. Желательно по первой. Именно там соответствие написанному почти 100%. Счастливо!
ВКонтакте | Яндекс Музыка | Spotify
Музыкальный обозреватель Леонид Алымов.
Телеграм-канал #музРельеф