Найти в Дзене
Прихожанин

Тарелка горячего супа для… «лишнего» человека

«…Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; <…> Истинно говорю вам: так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:35–40), – говорил Христос, призывая человечество к состраданию и милосердию. И по прошествии двух тысяч лет Его слова находят отклик в сердцах людей и являются источником вдохновения для тех, кто считает дела веры неотъемлемой частью своей жизни.

В настоящее время точно даже неизвестно, сколько в России людей бездомных и нищих. Мы встречаем их повсюду, и, кажется, уже смирились с их существованием. Государство избегает заботиться о людях, выброшенных на обочину жизни. Да и общество обходит их стороной в прямом и переносном смыслах. В большинстве случаев мы лишь торопливо бросаем десятирублевую монетку в руку просящему на паперти или в подземном переходе, будучи не в силах проигнорировать слова Спасителя: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 4:7). Но, слава Богу, есть все же в нашем обществе добрые примеры проявления милосердия. Во многих российских храмах и монастырях трудятся социальные работники, действуют различные волонтерские группы. При Даниловом ставропигиальном мужском монастыре города Москвы в стенах Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи действует волонтерская группа милосердия дружины князя Даниила Московского.

У Данилова монастыря долгая история помощи бездомным. Было время, когда их кормили прямо в стенах обители. Сейчас монастырь несколько раз в неделю обеспечивает доставку горячего питания к Павелецкому вокзалу. По субботам деятельность монастыря в этом служении дополняет группа молодежи, состоящая из прихожан и присоединившихся к ним неравнодушных людей.

…Павелецкий вокзал – Даниловское благочиние, территория, которая давно находится под опекой святого благоверного князя Даниила Московского. Вот члены Молодежного центра Данилова монастыря однажды и задумались: как помочь нуждающимся людям. Давать деньги? Но много собрать вряд ли получится – зарплаты у всех небольшие. И неизвестно, как поступят с деньгами бездомные. Вдруг пропьют или передерутся из-за них… Участники волонтерской группы милосердия дружины князя Даниила Московского решили, что лучше кормить людей горячей домашней едой и по возможности снабжать одеждой и самыми простыми средствами гигиены.

Москва, как говорится, «слезам не верит», и жить в нашем городе, действительно, непросто. Вспоминаю, как часто в последнее время видел на улицах нуждающихся людей. Самых разных… Разудалых пьяниц с опухшими лицами, просящих милостыню возле храма, беременную женщину, стоящую под снегом на коленях возле торгового центра, аккуратную бабульку в белом платочке с железной кружкой – в одном из подземных переходов. Помню, как поразил меня пожилой мужчина на ступеньках станции метро «Третьяковская». Он выглядел очень опрятным, был одет в светлую чистую рубашку и пиджак. Я принял бы его за пожилого преподавателя или ученого на пенсии, если бы не картонка в его руках с надписью «Подайте, пожалуйста, на хлеб». Помню, заметил, что люди останавливались и клали ему в протянутую руку кто монетку, кто бумажку, а он каждого громко благодарил: «Спасибо вам большое! Я вам очень благодарен».

Бездомные люди – часть нашего общества, и каждый бездомный – это отдельная история. Но, прежде всего, это люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Процентов 80 из них даже невозможно отличить в толпе от обычных людей. Вообще-то бездомные стараются особенно не выделяться и до последнего балансируют на грани. Те, кого мы видим пьяными, лежащими в грязи, – сломались, махнули на себя рукой, и им требуется длительная психологическая помощь.

Многие бездомные – это те, кто приехали в Москву на заработки и остались в столице без документов, работы и средств к существованию… Кто-то освободился из мест заключения, но из квартиры его уже выписали, а семья развалилась… Другие – из глубинки, где работы не найти... Бывает, что человек ушел из семьи и всё оставил жене и детям, думал, что быстро восстановится, но не получилось. Обычно бездомные одиноки или уже истощили все свои социальные связи. Кому-то просто стыдно вновь обращаться к родственникам.

Среди подопечных даниловской молодежи много пожилых людей: часто их пенсия полностью уходит на квартплату, бывает даже, что за неуплату им отключили свет и воду и вся пенсия арестована в счет погашения задолженности. А ведь им тоже надо что-то есть... Приходят и инвалиды, у которых пенсии по инвалидности едва хватает на лекарства. Если человек готов мерзнуть в очереди ради тарелки горячего супа и при этом прилично себя вести, значит, ему действительно нужна помощь.

Ведь порой цепь случайных событий, жизненных ошибок, неудач и разочарований постепенно лишает сил и приводит на самое дно. И в этом случае важно постараться вернуть человеку чувство собственного достоинства, чтобы он начал верить в себя и не ощущал себя лишним, отвергнутым обществом. Ведь если то и дело напоминать, что он «на дне», то он будет опускаться все ниже и ниже.

Алкоголь – страшная беда, главный враг на пути возвращения к нормальной жизни. Сколько смертей и инвалидностей от обморожений случается каждую зиму! Как рассказывал руководитель волонтерской группы милосердия дружины князя Даниила Московского Дмитрий Иванин, познакомившись поближе с бездомными, члены группы поняли, что иной раз у людей, оказавшихся в безвыходной ситуации, алкоголь – это единственное доступное средство, чтобы просто не сойти с ума. Без денег, без теплого безопасного ночлега, без понимания, что можно предпринять и как дальше жить человек оказывается в полной неизвестности. И для верующего это слишком сложно, а для неверующего просто невыносимо.

Длительное, постоянное пребывание в подобной ситуации истощает психику... Получая всюду отказы, подвергаясь побоям,  человек постепенно опускается все ниже, раз за разом соглашаясь на худшее. Махнув на себя рукой, перестает за собой следить – ведь нужно прикладывать огромные усилия, чтобы найти возможность помыться, постирать хотя бы нижнее белье, найти где-то чистую одежду. Через два дня одежда начинает плохо пахнуть, а отсутствие возможности снять и просушить обувь спустя некоторое время приводит к отекам ног и затрудняет передвижение.

Добавьте к этому, что бездомный редко высыпается, так как даже во сне не может полностью отключиться и восстановить силы, ведь он не знает, что с ним случится, пока он спит: его побьют, подожгут, или такие же, как он, украдут последние пожитки. И человек ищет утешения и успокоения в бутылке, просто чтобы не потерять рассудок от такой жизни. Нередко, чтобы выжить, бездомные собираются в группы, где без алкоголя редко обходится общение, и отказаться от соблазна выпить невероятно трудно – перестанешь быть своим. Личность может измениться за очень короткий срок. Три месяца жизни на улице – и это совсем другой человек!

Алкогольная зависимость – вообще страшная проблема. Просто кто-то пьет дома, его не видно, и последствия бывают менее разрушительными... Алкоголизм – неизлечимое заболевание, которое, к сожалению, искажает всю человеческую природу: и физиологию, и психологию, и душу. Алкоголь пленяет волю и лишает человека возможности себя контролировать. Зависимость – также и греховная страсть, которая порабощает страждущего. Но перед волонтерами группы милосердия не стоит задача вылечить кого-либо от алкоголизма. У них совсем другая миссия. В первую очередь, надо накормить.

Итак, суббота, метро «Павелецкая». Волонтер группы милосердия протягивает тарелку горячего супа человеку, оказавшемуся лишним и для города, и общества. «Порой бывает забавно, – рассказывает Дмитрий Иванин, – стараешься сделать суп погуще, посытнее, а бездомные просят: “Мне бы только бульончику, юшки налейте”. Зимой и когда позволяют средства, готовим второе. Что конкретно, зависит от размера пожертвований, которые нам удается собрать: иногда это курица или фарш, рыбные консервы, а иногда просто каша с обжаренным луком и морковкой или макароны с томат-пастой. В суп стараемся по возможности добавить зелени и сметаны. Горячий чай, хлеб, какое-нибудь печенье и карамелька... Готовим всегда сами из продуктов, которые покупаем. Пусть еда дешевая и простая, но приготовлена из свежих продуктов».

В Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре, который располагается через дорогу от святых врат обители (вход справа от трамвайной остановки, у светофора) имеется специальный ящик, куда люди могут положить деньги. Поскольку волонтерская группа не является организацией, у нее нет ни своего юридического адреса, ни счета. Люди, которые доверяют Дмитрию Иванину, переводят ему деньги на личную карту. На воротах Данилова монастыря есть специальное объявление с номером его телефона. Кстати, жертвовать можно не только деньги, но и одежду, и продукты … Бездомным очень не хватает нормальной одежды и обуви.

Члены волонтерской группы собираются в начале месяца, подсчитывают поступившие пожертвования и определяют, сколько средств можно потратить на одну встречу. Помимо продуктов, волонтеры закупают одноразовую посуду, белье, предметы гигиены: маленькое мыло, шампунь, влажные салфетки, одноразовые бритвы.

-2

Возможность менять свою жизнь, искать способы для этого, пытаться, начинать снова после неудач – во многом зависит от внутренней силы человека и от того, как он себя воспринимает, видит ли себя снова нормальным членом общества. А это напрямую зависит от того, как на него смотрят окружающие. Поэтому так важно иметь возможность помыться, побриться, надеть чистую одежду. Клеймо «бомжа» давит на человека. Если бездомный не слишком выделяется из толпы, тогда у него больше шансов зайти в метро или сесть в электричку, а ведь зимой – это порой единственный способ согреться и поспать.

В Москве есть лишь одна официальная ночлежка, которая находится в районе станции Перерва. Туда и добраться очень сложно, да и принять она может ограниченное количество людей. Помыться можно только в трех санпропускниках, которые могут принять до 300 человек в день, а бездомных более 15 тысяч. Занимать очередь нужно с раннего утра, да и там, где большое количество бездомных, для них же и небезопасно – есть откровенные бандиты, есть бывшие зеки, есть психически больные люди. Некоторые не прочь поживиться за счет таких же горемык, как они сами. К тому же санпропускник – это общий душ с обязательной обработкой одежды дешевыми химикатами или прожаркой. Хорошая одежда от них сразу приходит в негодность, начинает плохо пахнуть.

Работа с бездомными не каждому по силам. Людей смущает их вид, исходящий от них запах, отношение как к алкоголикам, чувство брезгливости и ощущение, что не знаешь, что можешь от бездомного ожидать. Быть волонтером – это отклик на движение сердца. К сожалению, в обществе бытуют стереотипы в отношении бездомных. Их считают больными, грязными, агрессивными, лишними людьми нашего общества. Часто человека пугают даже не сами бездомные, а прикосновение к страданию, напоминание, что в этом мире есть трагедия, безвыходность... Поэтому многие стараются держаться от них подальше.

«Я не верю в действенную помощь, которая ничего не стоит и не несет в себе риска, –говорит Дмитрий Иванин. – По поводу болезней могу сказать, что риск заболевания во время раздачи еды бездомным на улице значительно ниже, чем в метро, когда вы едете в час пик и не знаете, кто стоит рядом с вами. У нас на «Павелецком» есть своя территория – стол, который отделяет нас от бездомных, которых мы кормим, и мы всегда просим их не заходить на территорию, где лежат наши вещи, стоит посуда, термосы с едой. Волонтеры, которые раздают еду, работают в перчатках. У нас есть возможность работать в масках, но маски как-то не прижились. И в то же время мы честно говорим: “Поймите нас, мы хотим вам помогать, но мы еще несем ответственность за своих близких. Не обижайтесь, но мы будем соблюдать определенную дистанцию”».

Конечно, там, где находятся бездомные, порой случаются разные конфликты. Раньше волонтеры дружины князя Даниила брали с собой к Павелецкому казаков – для охраны. И в первое время, действительно, бездомные пытались получить еду без очереди, кричали, толкались. Сейчас этого нет, и волонтеры чувствуют себя в безопасности. Конечно, и сегодня разногласия порой случаются, но волонтерам Данилова монастыря бездомные доверяют и их заботу ценят.

Волонтеры сначала просят женщин стать с одной стороны, мужчин – с другой, потом раздают бездомным номерки: по номерам раздают еду. В итоге сам процесс раздачи проходит очень спокойно, никто никого не отталкивает и не лезет без очереди. То, что волонтеры представляют Данилов монастырь, служит им защитой.

В волонтерской группе милосердия дружины князя Даниила Московского около 60 человек, из них активных – порядка 20-30. На каждый выход собирается от 6 до 17 человек. Это молодежь, ребята от двадцати до тридцати лет. Обычно в волонтерскую группу больше приходит девушек, но остается со временем больше юношей. Бывает так, что человек пару раз сходил, а потом понял, что забота о бездомных – не для него. В этом случае он находит в Молодежном центре иное, более близкое ему направление.

С новыми волонтерами проводят собеседование, чтобы понять, почему человек хочет помогать именно бездомным. У каждого своя мотивация. Некоторые приходят потому, что хотят преодолеть в себе брезгливое отношение к этим несчастным «лишним людям». Так и говорят: «Я христианин, но чувствую в душе сильное неприятие к бездомным. Хочу лучше познакомиться с их миром и лучше понять самого себя». Кем-то движет чувство глубокого сострадания, когда каждый день на улицах Москвы они видят этих несчастных, выброшенных обществом людей и хотят хоть как-то им помочь. У кого-то иной мотив: «Я не хочу давать деньги и не знать, на что они идут. Хочу делать реальное дело». Кто-то просто хочет помогать людям.

-3

В группе милосердия есть своего рода тестовый период – 6 посещений, когда человек считается стажером. Он присутствует при раздаче субботней еды, но его не заставляют что-то делать, – он может просто наблюдать, чтобы понять, по силам ли ему это социальное служение.

Впрочем, волонтеры не только кормят бездомных у «Павелецкой» – некоторое время назад открыли Дневной центр, куда бездомные могут прийти за консультацией по восстановлению документов, трудоустройству, побеседовать с психологом. Там же при участии волонтеров проводятся группы общения и поддержки. В этом центре бездомному помогут составить план своего жизнеустройства, обсудить встречающиеся трудности, получить поддержку. Кроме того, для новых волонтеров создана Школа волонтера, где их учат не только готовить, но и общаться с бездомным правильно и продуктивно с точки зрения психологии.

P.S. Волонтерская группа милосердия Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре будет рада любой помощи. Контакты группы можно найти на сайте Патриаршего центра или в группе в социальной сети «ВКонтакте».

Петр Селинов