Это один из интереснейших проектов в отечественной архитектуре, который воплощал идею о разнообразии типовой застройки, но из-за особенностей советской строительной индустрии не получил большого распространения.
Авторы проектов (на разных этапах): архитекторы Р. Саруханян, О. Субботин, М. Абрамян, О. Осина, инженеры И. Краюшкин, Д. Шибаев, И. Гудков, М. Данциг, А. Арзамасцев, И.Ф. Усенко, В.Н. Фёдоров, мастерская № 2 (до этого № 6) МНИИТЭП.
____________________________________________________________________________________
В конце 60-х – начале 70-х гг. советские архитекторы занялись разработкой проектов многоэтажных домов с применением монолитного железобетона. В Москве первым таким был дом на 2-м Сетуньском проезде, спроектированный в третьей мастерской Моспроекта-1.
Архитекторы из МНИИТЭП примерно в то же время создали проект И-521 для Хорошёво-Мнёвников, который был призван стать доминантой района, и поэтому, как писал Р. Саруханян – автор проекта – программа эксперимента включала в том числе создание «необычного архитектурного облика». Так родилось оригинальное расположение лоджий, придающих зданию скульптурность и создающих ощущение движущегося – как бы поворачивающего – дома.
Идея, что фасад не должен быть одинаковым с первого до последнего этажа (как почти во всех массовых сериях) стала популярной среди московских архитекторов намного позднее – об этом активно заговорили в 80-е, когда высотность застройки достигала уже 17–22 этажей. То есть справедливо утверждать, что по своей архитектуре этот проект опередил своё время.
25-этажный квадратный в плане дом примечателен также и другим архитектурным решением: применением рельефных панелей и цветных вставок из плитки. Активное использование разной фактуры наружных стен – стало популярным как раз в 70-е. Обращают на себя внимание также интересно решённое остекление первого этажа и входная группа с грубым бетонным козырьком.
На первом этапе строительство было возведено находящееся в центре здания монолитное ядро жёсткости, а уже после на него были "нанизаны" остальные конструкции, которые выполнялись из Унифицированного каркаса.
После небольших корректировок проект получил шифр И-521А и был утверждён для повторного применения. Но на этом его развитие не закончилось. И поэтому, на самом деле, ни один дом по проекту И-521А не был построен – все реализованные имеют другие шифры.
Например, параллельно разрабатывался проект И-550, который стал акцентом в застройке района Чертаново.
И хотя он был основан на И-521А, здесь была изменена технология возведения, немного поменялись планировки и расположение колонн каркаса, а главное и самое заметное отличие – дом получил другое расположение лоджий.
Как итог, благодаря монолитной технологии архитекторы получили возможность придавать зданию практически любую форму. В МНИИТЭП разрабатывались проекты в 20, 25, 30 и 35 этажей со всевозможными расположениями лоджий, с эркерами, с разными наборами квартир. Неизменный оставался только лифтовый узел, расположенный в монолитном ядре – тот же принцип использовался в серии КОПЭ (в широком смысле КОПЭ – это название метода проектирования, а не только конкретной московской серии). Объёмно-планировочные элементы включали однокомнатную, трёхкомнатную, четырёхкомнатную, две двухкомнатные квартиры и одну лестницу.
Архитекторы придумали даже дом с детским садом на тринадцатом этаже с прогулочными двориками там же.
Но и он, и многие другие разработки остались нереализованными: московские строители выступали против внедрения монолитного железобетона. Для них такое строительство было дороже и сложнее панельного.
Но всё же дома ровно с тем же неизменным монолитным ядром были построены в Алма-Ате, Ташкенте, Кисловодске.
Последние дома были возведены в первой половине 90-х гг. на Ленинском проспекте в Москве.
Среди преимуществ монолитного домостроения, недоступных панельным домам, авторы проектов называли возможность перепланировки дома и объединения нескольких квартир.
Итак, несмотря на небольшое число построенных домов эти проекты отличаются от многих других широтой новаций: новые технологии строительства, индивидуальный облик у каждого дома, продуманная отделка фасадов, возможность создавать наборы квартир и планировки в соответствии с нуждами заказчиков, свободная планировка – именно поэтому эти проекты можно назвать одними из наиболее интересных в истории отечественного домостроения.
____________________________________________________________________________________
С. Волков
ВК: https://vk.com/soviet_housing