Найти тему
www.kp40.ru

Вернисаж в Калуге: Александр Майоров гелевой ручкой создает загадочные картины

В Инновационном культурном центре тульский художник Александр Майоров представил свои «Неслучайные мотивы».

Как сказано в афише, это выставка для для всех, кто влюблен в поэзию Серебряного века, Бродского, в песни Окуджавы.

Для всех фантазеров, романтиков и книжников, всех ценителей прекрасного.

Вернисаж был достаточно камерным.

Александр Майоров  представил не только графические, но и не менее интересные живописные полотна, но они не связаны с литературой.
Александр Майоров представил не только графические, но и не менее интересные живописные полотна, но они не связаны с литературой.

Пока обирались гости, в зале звучали «Аве Мария» Шуберта, произведения Баха в электроакустическом исполнении альтиста Остапа Альтмана, на экране демонстрировались кадры из чёрно-белого кино начала ХХ века.

Зрители медленно перемещались от картины к картине, листали альбом графики автора, рассматривали инсталляции, сделанные из настоящих предметов: шестиструнная гитара, реальные трехрублевые, десятирублёвые советские купюры, государственные кредитные билеты конца ХIХ века, страницы газеты «Правда» и журнала «Огонёк», открытки, фотографии Гагарина, Высоцкого, Окуджавы...

Все инсталляции на выставке сделаны их подлинных материалов.
Все инсталляции на выставке сделаны их подлинных материалов.

Работы символичные, загадочные, но легко читаемы. Каждый услышит в них поэтические строки Блока, Гумилёва, Ахматовой... Почувствует настроения того времени, окунётся в его атмосферу.

На экране – кадры черно-белых фильмов.
На экране – кадры черно-белых фильмов.

Без права на ошибку

В Калуге у Александра Майорова четвёртая выставка, а вообще уже сороковая по счёту. Символично, что проходит она в нашем, регионе 40.

Работы – необычные. Графика, тончайшие линии, 3D-объём. И всё сделано обычной гелевой ручкой.

- Техника самая простая: бумага и гелевая ручка. Но она уникальна тем, что нельзя ошибиться ни разу, - объясняет художник. - Если хоть одну линию неправильно сделаешь – всё, можно выкидывать. Нельзя стереть, подправить. Здесь - без права на ошибку.

И удивительное дело, в 2022 году во время карантина, который я строго соблюдал, я сделал 102 листа и ни разу не ошибся. Сам удивился.

А 3D-эффект даёт стекло. Специально так не задумывалось. Просто я не хотел бликов, использовал безбликовое стекло, и получился некоторый эффект объема.

К строфам Бродского «Пилигримы».
К строфам Бродского «Пилигримы».

В графике я передаю свои ощущение о поэзии Серебряного века, Бродского, Окуджавы. Это ни в кое случае не иллюстрации.

Иллюстрация предполагает буквальное исследование, а я всё-таки делаю фантазии на тему.

Я выбрал некоторое количество наиболее значимых, интересных для меня стихотворений. И по их мотивам сделал рисунки. Серия закончена, всё, что я хотел сказать, сказал.

«Балаганчик» Александра Блока.
«Балаганчик» Александра Блока.

Касается лично

- Всё, что представлено здесь, для меня не случайно. Хотя это разные жанры. Окуджава - авторская песня, но в основе опять-таки большая поэзия.

Мои родители много слушали его. И я вырос на его песнях, слушал его ещё на тех старых магнитофонах с большими катушками.

По мотивам Окуджавы. «Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем».
По мотивам Окуджавы. «Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем».

- Всё, что связано с Окуджавой, мне дорого. У меня есть картина «Синий троллейбус» (второе название «В театре Камбуровой «Капли датского короля»), она находится в театре музыки и поэзии Елены Камбуровой в Москве.

Осип Мандельштам «Жил Александр Герцович».
Осип Мандельштам «Жил Александр Герцович».

- Если говорить про Серебряный век, в нём я черпаю силы, - продолжает Александр Майоров. - Дело в том, что для истории моей семьи это значимый период. Произошло событие, которое некоторые называют Великой Октябрьской социалистической революцией. А у нас в семье принято говорить переворот.

Мой прадед был из дворянского сословия, прошёл первую мировую войну 1914 года, награждён двумя орденами. А после 1917-го воевал с большевиками в составе Добровольческой армии Деникина.

Он не эмигрировал, остался в России, 30 лет находился в бессрочной ссылке в Сибири. И был освобожден только в 1959 году, мне тогда был всего год. А когда мне было шесть лет, он прилетел из Сибири, и мы с ним единственный раз виделись. Потом его уже не стало.

К строфам Бродского «Рождественский романс».
К строфам Бродского «Рождественский романс».

- Что касается Бродского, это один из моих любимых поэтов, - говорит художник. - И, по моему мнению, один из самых значимых русских поэтов второй половины ХХ века.

С его творчеством я познакомился, когда мне было лет 17-18, читал его ещё в самиздате. Он коренным образом отличался от того, что было в официальной печати. И как-то сразу очень убедительно для меня прозвучали его строфы.

У меня много любимых стихов Бродского. К сожалению, у нас многих начинают боготворить, когда их уже с нами нет.

Саломея декаданса.
Саломея декаданса.

Если вам хочется прекрасного, поэтического и символического, увидеть работы Александра Майорова можно в ИКЦ по 12 марта включительно.