...А Яшке, который буквально перед началом экзамена радовался, что добился своего, вдруг вся эта огромная аудитория с ликующими студентами, Ирина Васильевна с ее стремительным приемом экзамена стали неприятны. Он смотрел на все происходящее каким-то застывшим и безразличным взглядом. И ему, молодому человеку, вдруг показалось, что из его совсем еще короткой жизни уходит любовь, которая вот-вот только что зародилась. «А, впрочем, дело-то не в Ирине Васильевне и не в этих счастливых студентах, только что сдавших экзамен, ─думалось Яшке.─ Профессорша пошла против своей совести и раздает положительные оценки ради своей единственной дочери, которую я попросил, чтобы она помогла нам и уговорила мать. А ребятам-то что ─ им главное сдать и отвязаться от этой уже всем надоевшей философии. Дело совсем не в них, а в нас! Мы начинаем использовать любовь ради своих корыстных целей. Как это подло и ничтожно! До чего мы докатились! Ради пересдачи и желания получить положительную оценку мы порою втаптываем в грязь самое светлое чувство на свете─ любовь. Это низко и противно: воспользовался, уговорил. А может быть, пойти, сесть за стол, за которым побывали друзья, сдать экзамен и никаких тебе больше забот! Нет, нет! Этого не будет! Если мы с этого начнем, так и будем прятаться за спины товарищей, матерей, отцов. Нет! Надо только самому выходить из создавшегося положения. Я сдам так, как это подобает: нормально, без всяких уступок─ и получу хорошую оценку без помощи Оли». С этими мыслями Яшка решительно посмотрел на профессоршу и спросил:
─Можно выйти?
Он встал, выпрямился и уже почему-то не стеснялся своего высокого роста; взгляды Яшки и Ирины Васильевны встретились. Ее глаза смотрели на него и будто говорили: «Не уходи, поставлю хорошую оценку, дочка просила». Но первокурсник уже не слышал ее ответа, его ноги вынесли из этой заполненной студентами аудитории. Он перевел дух, успокоился. Начал осмысливать уже новое, никем, а только им созданное положение. «Пусть сдают! ─ еще раз повторил Яшка сам себе.─ А я без помощи всех пересдам». Успокоившись своим окончательным и твердым решением, он оглянулся вокруг. В конце коридора показалась девушка. Она спешила, походка была тороплива, размашиста. Ритмично стучали ее каблуки, нарушая мертвую тишину.
«Давай, быстрей,─ почему-то злобно, сам себе проговорил Тугайбей.─ А- то опоздаешь! Но что это? Знакомые очертания лица, губ. Это же она! Оля! Как? Зачем она здесь?» Дочка профессорши подошла к нему. Вид ее был встревоженный, в глазах скрывался испуг.
─ Ну как? ─ переводя дух, взволнованно спросила она.─ Сдал?
─ Нет! ─ словно отрубил, ответил Яшка.
Их взгляды встретились. Минуту они смотрели друг на друга, как будто не виделись после долгой разлуки. Какая тайна скрывалась в этих взглядах, трудно предугадать, но вот у обоих глаза заискрились радостным огоньком, лица прояснились, и, взявшись за руки, они с задорным смехом побежали туда, где провели вчерашний вечер…
Автор статьи В.А.Галашевский. 23 фе враля 2023 г.