Рынки нефти и газа в настоящее время переживают очередной спад: нефть марки Brent упала на 34% по сравнению с пиковым значением в мае 2022 года, а стоимость природного газа в США Henry Hub упала на 73% по сравнению с пиковым значением в августе 2022 года. Акции энергетических компаний и фьючерсы на сырую нефть также оказались под давлением после того, как последние еженедельные данные США показали, что коммерческие запасы сырой нефти выросли на колоссальные 16,3 млн баррелей .
По данным Управления энергетической информации США (EIA), запасы сырой нефти выросли до 471,4 млн баррелей, что примерно на 8% выше среднего показателя за пять лет и намного выше консенсуса Уолл-стрит, составляющего всего 800 тыс. баррелей .
Между тем, активность нефтеперерабатывающих заводов неожиданно замедлилась: еженедельная загрузка мощностей упала на 1,4 процентных пункта до 86,5% по сравнению с консенсус-прогнозом о повышении на 0,2 процентных пункта.
В то время как текущие тенденции цен на нефть и газ выглядят не очень обнадеживающе, уменьшение масштаба и рассмотрение более широкой картины показывает, что нынешний спад является частью цикла подъемов и спадов, который повторяется с тревожной регулярностью. Действительно, рыночный аналитик Reuters Джон Кемп утверждал, что продолжающаяся распродажа является частью цикла Китчина , который длится от 3 до 4 четырех лет.
Открытые Джозефом Китчиным (1861–1932) циклы Китчина связаны с накоплением и ликвидацией избыточных запасов. Теория Китчина звучит так: по мере ускорения роста рынок «наполняется» товарами; однако падение спроса приводит к падению цен и накоплению произведенных товаров в запасах. Циклы Китчина можно использовать для прогнозирования спроса, цен и выпуска.
По данным Reuters, в реальном выражении цены на нефть не сильно снизились по историческим меркам: цены на нефть в настоящее время находятся на 67-м процентиле за все месяцы с 1990 года по сравнению с 86-м процентилем в мае; однако цены на природный газ оказались намного хуже, упав до 3-го процентиля по сравнению с 86-м процентилем в августе.
Бизнес циклы
Существуют и другие деловые циклы, подобные Китчину , которые можно использовать для понимания и даже прогнозирования различных параметров на товарных рынках.
Названные в честь Клемана Жюглара (1819–1905), циклы Жюглара длятся от 7 до 11 лет и связаны с инвестициями в долгосрочные основные средства, такие как машины. Задержка инвестиций в цикле Жюгляра обычно составляет 1-2 года, в то время как задержка инвестиций в цикле Китчина составляет всего 4-7 месяцев. В дополнение к запаздывающему сигналу запасов Китчина, циклы Жюгляра включают дополнительный запаздывающий сигнал инвестиций в основной капитал. Циклы Жюгляра можно использовать для прогнозирования уровня капитальных вложений.
Циклы Кузнеца имеют продолжительность 15-25 лет и связаны со строительством, демографией и миграцией. Циклы Кузнеца, названные в честь Саймона Кузнеца (1901–1985), предполагают, что по мере развития страны существует рыночный цикл, который сначала увеличивает неравенство, а затем уменьшает его после достижения определенного среднего дохода. Кузнец можно использовать для прогнозирования доходов.
Между тем, волны Кондратьева представляют собой длительные циклы продолжительностью 45-60 лет, связанные с распространением крупных новых технологий. Волны Кондратьева, названные в честь Николая Кондратьева (1892-1938), предполагают, что экономический рост в капиталистических странах происходит в виде длинных волн, движимых технологическими инновациями. Волны Кондратьева можно использовать для прогнозирования процентных ставок, внешней торговли, цен, добычи угля и производства чугуна.
Перспективы
Итак, какие выводы мы можем сделать о текущем рыночном цикле? Согласно циклу Китчина, нынешнее замедление роста цен на энергоносители, скорее всего, будет мягким участком в середине цикла, а это означает, что цены на газ и особенно на нефть, вероятно, вырастут во второй половине 2023 года.
Кемп отмечает, что глобальные запасы нефти и более чувствительных к циклическим изменениям компонентов, таких как дистилляты, остаются ниже долгосрочного среднего значения. Это означает, что запасы, вероятно, быстро истощатся в случае, если экономика снова наберет обороты, оставив мало резервных возможностей для их восстановления в краткосрочной перспективе. Это, вероятно, приведет к сокращению предложения. Тем не менее, необработанные данные о запасах на прошлой неделе, вероятно, проверят эту часть тезиса, особенно если мы станем свидетелями еще одного значительного увеличения запасов. Между тем, Кемп говорит, что запасы природного газа в настоящее время более комфортны после мягкой зимы 2022/23 года, но также могут быстро истощиться в случае экономического подъема или в случае, если зима 2023/2024 года окажется более суровой.
Однако аналитик предупреждает, что если нынешний экономический спад перерастет в рецессию, цены на нефть и газ, вероятно, в ближайшем будущем окажутся под более низким давлением. Это приведет к ситуации, когда накопление запасов и увеличение резервных производственных мощностей создадут некоторую степень циклического резерва, а это означает, что следующее повышение цен может произойти не раньше 2024 года.
Алекс Кимани - финансовый обозреватель, инвестор, инженер и исследователь
Все, что вы хотели знать о финансовых рынках: уникальные материалы от экспертов, аналитиков и управлящих! Анализ цены нефти и энергоносителей! Экономика, прогнозы, юмор на канале "Деньги в Банке" в Telegram. Подпишись и будь в курсе! - https://t.me/investoru_i