Найти тему
Bro&

Слушайтесь предводителей ваших и уступайте

Оглавление
Гедеон
Гедеон

Кто такие наставники?

Наставники в греческом дословно egumenos — от hegomai: "предводительствовать, вести, начальствовать"... То есть ровно то слово, которое употреблено в отношении Иуды (Варсавы) и Силы, мужей, "начальствующих между братьями".

Предполагается, что они выполняют функцию духовных вождей, предводителей, лидеров. В военной терминологии это авангард войска или даже флагманский корабль.

Очевидно, что быть начальствующим означает, что у человека есть способность вести, направлять. В 1Коринфянам 12:28 в перечислении членов тела, которые Бог поставил в Церкви, упоминается дарование управления. Это греч. слово kubenesis, означающее управление кораблём (то есть относится к кормчему) и в переносном смысле означает: "управление, руководство, заведование". И это духовный дар. Таким образом, в Церкви есть ведущие (начальствующие, предводители, вожди, лидеры; см. также ниже рассуждения по Рим 12:8).

В отличие от старейшин (или старейших), чей статус связан с возрастом (старшинством), и которые сами могут быть начальствующими или нет (см. 1Тим 5:17),— начальствующим, предводителем может быть и нестарый брат и даже молодой. Например, Тимофей нигде в Писании не назван пресвитером, несмотря на то, что это часто голословно утверждается, напротив, у него есть все признаки начальствующего брата, хотя и молодого.

Старшие-Младшие и Ведущие-Ведомые в Церкви.
Старшие-Младшие и Ведущие-Ведомые в Церкви.

В чём выражается повиновение?

Повинуйтесь (или покоряйтесь в некоторых изданиях) — это неудачный вариант перевода слова peitho. Подобное отношение скорее подобает господствующим персонам, и господствующим как феодальные владыки.

Но словарные значения слова предлагают другие смыслы:

1) убеждать, уговаривать, увещевать

— есть мысль, чтобы призывать к послушанию.

2) упрашивать, склонять, смягчать

3) возбуждать, поднимать

4) (преимущественно средний залог) доверять(ся), полагаться, верить

В этом тексте слово как раз стоит в среднем (медиальном) залоге.

Поэтому здесь скорее нужно перевести либо "будьте послушны..." или же "доверьтесь вашим предводителям". С другой стороны, нам не следует смягчать смысл наставления до абстрактных, ни к чему не обязывающих идей.

"И будьте им покорны". Здесь перевод слова hupieko, которое имеет следующие значения: "уступать, соглашаться, подчиняться, позволять".

Как сказано выше, слово "повиновение" и более жёсткое — "покорность", отражают право на власть. Здесь, напротив, мы видим скорее добровольное подчинение, основанное на признании превосходства. То есть апостол увещевает верных быть послушными, исходя из духовности предводителей и поставленной перед ними задачей направлять их ради их же собственного блага.

***

В 1Фессалоникийцам 5:12 есть момент, который стоит упомянуть ради общего контекста Писания и возникающих вопросов. Цитирую по переводу "Жемчужина Карпат":

"Просим же вас, братья, признавать трудящихся между вами".

Здесь смысл знания, при-знания осуществляется на основе глагола eido — "видеть", которое используется в тексте, и которое имеет производный смысл — "знать, признавать". Когда мы видим служение брата, видим его дары и задачи, которые он выполняет в служении Господу и людям, тогда как духовные мы признаём его и, вследствие этого, позволяем ему действовать, принимаем его служение, уступаем ему, соглашаемся с его предложениями, подчиняемся ему как тому, кому Господь дал Своё поручение.

Конечно, в Евреям 13 предполагается, что верующие уже признают упомянутых людей за своих предводителей, то есть уже распознали Божье намерение действовать через них, а потому им и следует:

проявлять послушание, основанное на доверии,
а также:
проявлять готовность уступать, основанную на признании задачи начальствующих братьев, позволять им вести (направлять).

Перед кем они должны дать отчёт?

Здесь ясно не указано кому именно, но по аналогии со старейшими, которые призваны нести службу пастухов, и которые дадут отчёт Пастыреначальнику — Господу Иисусу, думаю, что и здесь подразумевается Господь Иисус как Вождь спасения.

В чём выражается «неполезность» для опекаемых?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, необходимо отметить, что у слова hegomai есть синоним — proistemi: "становиться во главе, управлять; заботиться, быть прилежным, упражняться". Оно встречается в 1Фессалоникийцам 5:12 и там переведено, как "предстоятельствующие" (в "Жемчужине Карпат" — "предстоящие"). А также есть упоминание этого слова в Рим 12:8, как действия члена в теле: "Начальник (proistemi) ли, — с усердием".

Итак в теле есть духовные дары управления. Этим членам тела поручено Господом вести, направлять и опекать других верующих. Значит, если кто-то пренебрегает служением этих членов, то есть опасность воспрепятствовать Господней заботе о Своём теле.

Потом сам принцип предводительства или начальствования как лидерства подразумевает, что некоторые люди ведут, а другие — ведомы.

Если человек нуждается в попечении, но не слушается, противится, а не уступает мудрости ведущих, то его будет вести его собственная греховная плоть, мнение других людей (мирских в том числе), искушающие духи.

Легко представить, насколько всё это может быть вредно для братьев и сестёр, которые противятся руководству начальствующих братьев.

С радостью, а не воздыхая

Обычно именно этим местом Писания (Евр 13:17) обосновывают власть лидеров в церковных общинах (пасторов, евангелистов, пресвитеров и других).

При этом опора делается на перевод: "повинуйтесь и будьте покорны". Что естественно создаёт определённое впечатление. Но впечатление ложное.

Напротив, сам факт упоминания воздыхания предполагает, что у начальствующих нет власти, подобной власти директора фирмы, который может требовать послушания и не станет воздыхать, но уволит человека, который не подчиняется его власти. Именно так порой себя ведут и некоторые начальствующие братья среди христиан.

Но радость вместо воздыхания (и особенно в сочетании со значением слова peitho) ясно показывает, что призыв в Евр 13:17 — это призыв к свободным людям, которым нужно водительство начальствующих братьев для их духовного благополучия, а не утверждение крепостного права со стороны некоторых братьев.

Это же видно и в наставлении Петра в отношении старейших:
"Не как господствующие над уделами, но подавая пример стаду"
(1Пет 5:3, в перев. Кассиана).

Господствующие над уделами — это феодальные царьки, какими, к сожалению и ущербу для Церкви, являются некоторые начальствующие братья среди христиан.

Напротив, задача состоит в том, чтобы подавать личный пример (делай как я). Вот каким образом призваны руководить начальствующие братья в Церкви, будь они в положении старейших или нет.

Наши сайты

http://www.kerigma.ru/

https://maran-afa.ru/

https://way-truth-life.org/

https://gbv-online.org/ (эл.книги и проповеди)

... и соцсети

https://www.facebook.com/vnedenominaciy

https://vk.com/christishead

https://ok.ru/group/55054948565234

https://brethren-moscow.medium.com

дзен: https://bit.ly/bro-et

youtube: https://goo.gl/w5sTU7

телеграм: https://t.me/WithoutTheCamp